Сегодня в Украине ощущается острая нехватка специалистов по сервисному обслуживанию лифтового оборудования
Показателями, определяющими качество лифтового оборудования, являются данные о бесперебойности работы, безопасности, пожаростойкости, скорости поездки, открывании/закрывании дверей, плавном торможении и остановке, комфортности поездки (отсутствие вибрации, рывков, шатания), а также наличие гарантийных и послегарантийных обязательств.
Неутешительная статистика
В последние годы достаточно часто приходится слышать из различных СМИ, а также из уст простого обывателя о более чем неудовлетворительном состоянии лифтового хозяйства в нашей стране. Для украинцев нормальным явлением стали длительный простой лифтового оборудования или же полная его недееспособность. Кроме того, участились случаи падения лифтовых кабин, что соответственно не только породило массу слухов среди населения, но и серию вопросов следующего характера: «С чем связана данная ситуация? Небезопасно ли пользоваться лифтами в принципе?»
Как известно, согласно правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов срок службы лифтового оборудования составляет 25 лет, после чего рекомендуется проводить экспертизу на момент пригодности изношенных узлов лифтового оборудования, такой вывод дает Экспертоно Технический Центр который даст срок продления работы не более пяти лет, или полную замену, а участившиеся в последнее время несчастные случаи только усугубляют сложившуюся ситуацию. Однако больший процент лифтов, срок эксплуатации которых не только закончился, но и перевалил вышеназванный рубеж, не проходят эту процедуру, поскольку состояние сервисного обслуживания в Украине находится, по мнению специалистов, на достаточно низком уровне. В связи с этим хотелось бы напомнить неутешительную статистику: порядка 30 % лифтов в Киеве требует замены, так как находятся в аварийном состоянии. Что же касается регионов, в некоторых из них дела обстоят еще хуже. К примеру, в Харькове около 40 %, (Львов 57%, Одесса 45%) лифтов нуждаются в модернизации и полной замене и т. п.
На сегодняшний день многие специалисты склоняются к тому, что не только замена, но и модернизация может продлевать эксплуатационные сроки лифтового оборудования. К тому же, по их словам, это достаточно выгодно с экономической точки зрения. Но существует на этот счет и противоположное мнение. «Модернизация лифтов, - говорит Петр Власенко, генеральный директор ООО «ИнтерКомБуд», - в данном случае не панацея, а лишь так называемое реанимирование уже отслужившей свое техники, которая давно не соответствует никаким требованиям безопасной эксплуатации. Единственным правильным выходом будет полная замена лифта или же основных его элементов (лебедки, станции управления, которая уже давным-давно устарела)». И действительно, пусть замена лифтового оборудования происходит постепенно, не сразу, но все же именно этот вариант стопроцентно сможет решить существующую проблему (хотя бы на ближайшие 25 лет).
«В целом, - комментирует Андрей Струневич, директор торгового представительства ОАО «Щербинский Лифтостроительный Завод» ООО «Торговый дом «Промпостач», - уже ни для кого не секрет, в каком состоянии сегодня находится лифтовый парк Украины. Происходят непонятные никому перетрубации в контролирующих органах: ОАО «Укрлифт», которое ранее обеспечивало сервисное обслуживание лифтов, ныне не существует. Лифтовых механиков не готовят уже на протяжении пятнадцати лет, при этом можно с уверенностью сказать, что данная профессия постепенно уходит в небытие. Кроме того, желание сэкономить и выжить в условиях дикого рынка заставляет лифтовые организации сокращать людей и как следствие нарушать инструкции по эксплуатации лифтов. Итогом всего вышеперечисленного (по истечении 15 лет) является разграбленное и опасное для жизни людей лифтовое хозяйство. При этом самое, на мой взгляд, неприятное в данной ситуации то, что у лифтов, по сути, нет собственника.
После приватизации жилья (квадратных метров) лифт остался бесхозным де-факто. Хотя де-юре он находится на балансе ЖЕКа. Однако в ЖЕКах, как правило, денег на сервисное обслуживание лифтов совершенно не остается.
Ввиду подобной бесхозности ни одно финансовое учреждение никогда не даст денег ни на замену лифта, ни на его ремонт, так как лифтовое оборудование, установленное в шахте, демонтировать, а также продавать нельзя».
По мнению специалиста, для решения этой проблемы необходимо определиться не только с собственником лифта, но также предоставить организации, которая согласиться профинансировать замену или модернизацию лифта (вложить в это деньги) право самостоятельно устанавливать тарифы для перевозки пассажиров. Одновременно вывести оплату за лифт из цены за квадратный метр в коммунальных платежах и гарантировать право этой организации на сервисное обслуживание заменяемого лифта в течение 25-ти лет.