Высотная застройка охватила США и активно приживается в Азии и Европе. В Украине развитие «по вертикали» пока не правило, но уже назревающая тенденция в виде отдельных высотных зданий, не всегда удачно вписывающихся в сеть городских малоэтажек. Может ли утвержденная схема размещения высотных зданий уберечь столицу от хаотичной застройки размещения небоскребами рассказал автор концепции размещения высотных зданий и сооружений в Киеве на период до 2020 года, президент украинской Академии архитектуры Валентин Штолько.
- Каковы предпосылки высотного строительства в Киеве? Необходимы ли небоскребы украинской столице?
- Высотному строительству в современных условиях нет альтернативы в принципе, что доказано международной практикой и новосозданной концепцией. Большинство защитников старого облика города не учитывают, что земли мало, а надобность в помещениях быстро растет. Именно по этой причине в последние годы в Киеве началось массовое проектирование высотных зданий, в том числе и в качестве жилья. Однако стоит учесть, что в Украине строительство жилых зданий выше 100 метров нецелесообразно, поскольку сегодня мы еще не готовы обеспечить условия жизни и безопасность людей, проживающих в таких зданиях. Поэтому, прежде всего, высотные здания будут создаваться только для не связанных с жильем функций.
- Недавно архитектурно‑градостроительный совет Минрегионстроя одобрил градостроительную концепцию размещения высотных зданий и сооружений в Киеве на период до 2020 года. Что предполагает данная концепция?
- Дело в том, что хаотичная застройка Киева и применение высотного строительства в исторической зоне города резко и безвозвратно изменяет архитектуру исторической среды и ее функционально‑типологические качества. Во‑вторых, возникла проблема с транспортным и инженерным обеспечением города - чрезмерная концентрация автомобилей в центре через несколько лет просто заблокирует его, это надо решать путем создания равнозначных центров деловой активности.
Разработанная концепция размещения высотных зданий и сооружений в Киеве на период до 2020 года предполагает регулирование высотности застройки по всей территории города - начиная от высотности, составляющей 35-40 этажей, до самых высоких зданий (100-120 этажей), которые планируется разместить на внешнем кольце. Соответственно, мы предложили схему застройки, которая предусматривает сооружение в Киеве двух колец высотных домов. Первое - внутреннее, которое носит название «ожерелье столицы», должно находиться на определенном расстоянии от исторического центра и вблизи метро. Начинается этот круг с небоскребов на Теличке, проходит через Лыбидскую площадь, Протасов Яр, Севастопольскую площадь, Шулявку, Петровку, Лыбидской центр и Позняки, а завершается на Рыбальском полуострове. Что касается внешнего кольца, согласно схеме, на нем должны разместиться небоскребы на въездах в Киев, на пересечении крупных выездных магистралей с Большой Окружной в днепропетровском, одесском, вышгородском, черниговском и харьковском направлениях. Здесь в перспективе будут построены многофункциональные комплексы с гостиницами, офисами и торгово‑развлекательными заведениями. В будущем мы предполагаем строительство нескольких высотных зданий на Правом берегу. Однако пока не сформируется высотная застройка, намеченная концепцией на сегодняшний день, об этом говорить рано.
- Концепция, представленная ранее на рассмотрение архитектурного совета, потерпела фиаско. Назовите причины, по которым она была отправлена на доработку, какие недостатки были в схеме?
- В первом чтении концепция указывала на расположение отдельно взятых зданий, был ряд замечаний относительно синхронизации таких зданий с рельефом. Архитектурно‑градостроительный совет также рекомендовал более детально изучить пригодность территорий для высотных комплексов. Сейчас в Украине есть техника для возведения зданий на неблагоприятных грунтах. Но существуют городские точки, где потребуются большие затраты на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день эти изменения в целом одобрены. В современной схеме также учтено наличие геологических разломов в пределах «ожерелья» и фактор огнестойкости будущих зданий. К тому же в этой концепции мы определили не точки, а районы застройки. Например, чтобы не портить видовые характеристики города, на Левом берегу могут быть расположены комплексы высотных зданий, тогда как на Правом, который сопоставляется с существующей застройкой, будут одиночные здания.
- Насколько эффективно, по вашему мнению, в концепции размещения высотных зданий решена проблема транспортных развязок?
- Благодаря созданию центров деловой активности на окраинах, а именно при въезде в столицу, можно говорить и об эффективном решении проблемы пробок и заторов, которые создают транзитные авто, поскольку в перспективе значительная их часть будет отрезана от главных магистралей столицы. Кроме того, киевскому метрополитену будет предложено прибавить к существующим маршрутам метро несколько новых, соединяющих здания внутреннего кольца. Есть также идея - соединить высотные комплексы линиями наземного транспорта. В данный момент концепция согласована относительно существующих планов взлета‑
посадки самолетов в аэропорту «Жуляны», однако в будущем не исключено, что при изменении воздушных транспортных коридоров девелоперам придется согласовывать высотные проекты уже в ходе строительства.
Сейчас мы предложили бизнесменам принять участие в финансировании создания дорожной карты, в которой будет представлена отсутствующая по сей день информация о том, как, где, когда и какие высотные здания строить.
- Какой путь высотной застройки наиболее оптимален для Киева? Что из европейского опыта подобного строительства могут перенять украинские проектировщики?
- На основании мирового опыта строительства небоскребов мы выделили три системы формирования объемно‑пространственных структур с участием высотных зданий. Первая - обновляемая, когда происходит постоянное целенаправленное наращивание этажности зданий. Она характерна для Нью‑Йорка и других не имеющих архитектурного наследия городов. Вторая система - раздельная. Она присуща городам, в которых есть историческая зона со скоплением старинных памятников архитектуры, где запрещено вести высотное строительство. Такая схема присуща Парижу и еще некоторым европейским городам, где выделяются отдельные территории для высотных зданий и сооружений. И последняя схема - смешанная, которая предполагается в Лондоне, Шанхае и Пекине: высотное строительство планируется вне границ исторических ареалов.
Нам более присуща раздельная система строительства. К тому же для Киева немаловажно сохранение природного рекреационного коридора на Правом берегу Днепра. Возводимые здания не должны искажать объемно‑пространственную архитектурную структуру города, поэтому в концепции мы постарались учесть, как будут восприниматься «высотки» на верхнем плато и в низовьях Киева.
Юлия Лищук
http://building.ua/