Департамент ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России совместно с Союзом инженеров-сметчиков подготовил оперативные данные об изменении цен на основные строительные материалы с начала 2009 года на МАЙ 2009 года.
По состоянию на МАЙ 2009 года снижение цен на основные строительные материалы к декабрю 2008 года составило -7,92% (в том числе за за май -0,77%). Общее снижение цен на основные строительные материалы началось в сентябре-октябре 2008 года и составило к маю 2009 года -16,06%.
Снижение цен на строительные материалы привело к снижению себестоимости строительства за январь-май 2009 года на -5,85% (в том числе за май –0,51%), а с начала кризиса в сентябре 2008 года – на 12,62 %.
Продукция стройиндустрии, произведенная в РФ, ориентирована в основном на внутренний рынок. Материалы основного общестроительного назначения (цемент, стеновые, нерудные материалы, сборные железобетонные изделия и др.) импортируются в незначительном количестве, и доля продукции отечественных производителей в объеме продаж на внутреннем рынке традиционно составляет 98-100%.
Несмотря на рост внутреннего спроса и соответствующий рост выпуска ряда отделочных материалов, на рынке наблюдается жесткая конкуренция с зарубежными производителями и поставщиками. При этом следует отметить, что по таким материалам, как керамическая плитка, линолеум, сухие строительные смеси, доля импортной продукции на российском рынке снизилась более чем в 2 раза. Сегодня доля отечественной продукции на рынке по линолеуму составляет 81,2%, керамической плитки – 72,2%, сухих строительных смесей – 90%. Наиболее экспортоориентированным материалом является асбест (50% от всего объема производства). По остальным материалам доля экспорта в объеме производства составляет 5-14%.
По многим товарным группам качество отечественных материалов отстает от импортных аналогов. Качество таких отечественных материалов, как цемент, полированное стекло, некоторые виды керамических изделий находится в основном на уровне требований мировых стандартов. Но большая доля отечественных кровельных и гидроизоляционных материалов уступает зарубежным по внешнему виду и долговечности. Облицовочные керамические плитки и санитарно-керамические изделия — по качеству глазурного покрытия и точности геометрических размеров. Теплоизоляционные материалы — по плотности, долговечности и экологичности. Большинство отделочных материалов и сантехника уступают импортным в отношении ассортимента и дизайна.
Общее отставание российской промышленности стройматериалов, начиная с 90-х гг. и до сегодняшнего времени, позволило многим зарубежным компаниям прочно обосноваться на российском рынке, породив высокий уровень конкуренции на многих сегментах рынка. На сегодняшний день среднее соотношение отечественной и импортной продукции в общем объеме продаж материалов строительной индустрии (согласно данным официальной статистики) составляет 9:1. Проблема конкуренции с импортными стройматериалами проявляется на внутреннем рынке достаточно остро.
http://www.a-s-r.ru/