О господдержке металлургии в Украине

BAU.ua 2 июля 2009 г., 18:46

Для украинских металлургов июль начался с приятного известия. Хотя и вполне ожидаемого. Правительство вновь продлило действие Меморандума о взаимопонимании с металлургическими предприятиями страны. Еще в ноябре 2008 года премьер-министр Юлия Тимошенко разъясняла такую необходимость государственной поддержки горно-металлургическим комбинатам тем, что `отрасль, которая была ориентирована на экспорт, потеряла рынки сбыта, а внутренний слаб`. Слова премьера подтверждались цифрами как тогда, так и сегодня: спад производства на отдельных предприятиях достигал 40–50%, реально стоял вопрос о приостановке работы некоторых градообразующих предприятий Донбасса. А это уже – такая же реальная возможность социальных волнений. Не изменилась ситуация и сегодня.

Например, в Запорожской области объемы промпроизводства сократились почти на 40%. По данным Главного областного управления статистики `сокращение объемов промышленного производства в январе-мае 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, составило 39%`.

При этом спад объемов производства отмечается на промпредприятиях всех отраслей, кроме специализирующихся на выпуске пищевых продуктов, напитков и табачной продукции.

Так в частности, снижение объемов производства в сфере машиностроения составило 57,5%, в сфере производства металлопродукции — 50,6%, в легкой промышленности — 43,4%. Аналогичная картина и в других городах Украины. Нет сбыта у машиностроителей, нет заказов и у металлургов. Хотя, что немаловажно, снижение объемов строительства также повлияло на внутреннее потребление металлопродукции отечественного производства. Ведь украинские предприятия большую часть продукции отправляют на экспорт. Но и за границей стали строить меньше, так же снизились и объемы в машиностроении.



Что позволено быкам…



После обозначения официальной даты президентских выборов власть фактически включилась в предвыборную гонку. Причем объявили это официально. Сам президент, имеющий рейтинг двоечника (около 2%), спикер, который, по своему собственному мнению, `нужен стране`, глава правительства, которое постоянно теряет своих министров, а также лидер оппозиции, которому остается только молчать, дабы дождаться, когда его оранжевые оппоненты перегрызут друг другу горло.

Все говорят о кризисе, но до сих пор не была оглашена программа правительства по выходу из него. Леди Ю постоянно утверждает, что все хорошо, не надо сеять панику, а президенту устраивать истерики. Достается и Партии регионов, чей лидер возглавляет все рейтинги. Не прилагая к этому особых усилий. Причем, последняя попытка повысить прожиточный минимум не была поддержана партиями коалиции. `Оранжевые` выступили против повышения социальных выплат, считая, что в кризис это неприемлемо. Но и реально делать что-то для своих избирателей не собираются. Впереди отпуск, отдых за счет электората, зачем им лишние бюджетные хлопоты. Да и деньги к выборам пригодятся.

Избирателей сегодня отвлекают темой сафари на людей с участием представителей милиции, прокуратуры и Блока Тимошенко со смертельным исходом. Параллельно идут разборки очередного `подвига` сына президента, якобы устроившего пальбу около ресторана и скрывшимся. Провокация? Вполне вероятно. Но народ охотно верит слухам, так как до этого наследник со своим телохранителем уже был засвечен в ранении прокурора, который сделал ему замечание за лихую езду в центре Киева. За что и получил пулю в бедро, а дело, естественно, замяли. Плюс другие пикантные похождения с впечатляющими финансовыми растратами. Что позволено быку…. (Юпитер ведь за океаном).

Такое бычье поведение приближенных к власти сегодня в Украине и символизирует торжество демократии. Но какое это имеет отношение к металлургии? Прямое, ибо от власти сегодня зависит много. Точнее, условия игры, которая не прекращается. Ведь выборы! А значит, владельцам металлургических предприятий придется раскошеливаться. В очередной раз. А пока правительство все же решило продлить еще на квартал срок действия Меморандума, который Юлия Тимошенко обязательно использует для давления на олигархов. Ведь она дает им льготы!

А что в ответ?

Взамен получение ряда льгот по снижению тарифов на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки, отдельных налогов, сокращение до пяти дней срока возврата НДС, увеличение до года срока возвращения валютной выручки по инвестиционным проектам, отмены ввозной пошлины на ряд материалов, оборудования, комплектующих для предприятий ГМК, предлагалось руководителям предприятий не сокращать рабочие места. Цель, безусловно, благородная. Если бы только стороны выполняли все условия соглашения.

А-то ведь уже через несколько месяцев выяснилось, что правительство накопило новый долг по возврату НДС, цена на газ для комбинатов не только не уменьшилась, но даже повысилась. Чиновники в ответ обвинили металлургов в завышении цены на продукцию на внутреннем рынке и в сокращении рабочих мест. Что реально имело место. Предприятия использовали имеющиеся внутренние резервы, но так и не смогли восстановить позиции на внешних рынках, а потребление металлопроката в Украине в январе–мае 2009 года снизилось на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. При этом цены на внутреннем рынке на 20–25% выше, чем стоимость экспортной продукции. То есть, уже машиностроители и другие потребители не понимали такую логику.

Всё это продолжается и сегодня. Как бы правительству не хотелось, а ситуация не нормализуется. Да и не может она нормализоваться при отсутствии сбыта. Любое незначительное увеличение воспринимается как победа. Что только сбивает с толку. Статистика же свидетельствует о следующем:

Справка: Внутренний рынок потребления металлопроката в Украине в январе-мае 2009 года сократился на 50,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года — до 2,041 млн. тонн. Поставки украинских метпредприятий на внутренний рынок, без учета труб, за указанный период составили 1,831 млн. тонн (за пять месяцев 2008 года — 3,412 млн. тонн), импорт — 210 тыс. тонн (746 тыс. тонн). Продажи, в частности, арматуры в январе-мае упали на 67,2% — до 193,8 тыс. тонн, балки — на 79%, до 14 тыс. тонн, катанки — на 50,9%, до 162,5 тыс. тонн, горячекатаного листового проката — на 45,4%, до 729,9 тыс. тонн, холоднокатаного листового проката — на 56,2%, до 110,2 тыс. тонн, уголка — на 64,9%, до 54,1 тыс. тонн, швеллера — на 65,2%, до 48,2 тыс. тонн, других видов проката — на 43,5%, до 727,8 тыс. тонн. При этом импорт металлопроката в январе-мае сократился на 71,9% — до 210 тыс. тонн. В частности, снизился ввод арматуры на 8,6% — до 39,5 тыс. тонн, балки — на 74,8%, до 3,3 тыс. тонн, горячекатаного листового проката — на 93%, до 26,5 тыс. тонн, холоднокатаного листового проката — на 72%, до 26,4 тыс. тонн, уголка — на 88,1%, до 1,2 тыс. тонн, швеллера — на 78,4%, до 1,6 тыс. тонн, других видов проката — на 44,5%, до 109,1 тыс. тонн. Импорт катанки вырос на 33,3% — до 1,5 тыс. тонн.

По данным УГМК, в общем объеме импорта металлопродукции в Украину доля российских поставщиков в январе-мае 2009 года составила 56% (за аналогичный период 2008 года — 60%), белорусских — 10% (2%), польских — 6% (3%), молдавских — 5% (2%), казахских — 4% (9%), китайских — 4% (5%).



Локальная победа профсоюза



Все это взгляд с высоты на происходящее. Если же говорить о взгляде простых работников ГМК, то напряжение в трудовых коллективах нарастает. Хозяева и руководители ищут пути снижения потерь, но они неизбежны. За прошедшие месяцы кризиса у каждого предприятия были свои способы минимизации потерь. Но практически все приходят к выводу о необходимости сокращений. Это, конечно, противоречит Меморандуму, но надо что-то выбирать. Тем более политические игры будут продолжаться ещё долго. На предприятиях давно уже внедрены дополнительные выходные за свой счет, а то и отпуска. Некоторые предпочитают сокращенный рабочий день, урезание премий, вывод социальных служб за штат и многое другое. Все это не от хорошей жизни. И иногда обстоятельства заставляют менять решения в другую сторону. Возьмем, к примеру, самого крупного представителя металлургического комплекса Украины ОАО `Arcelor Mittal Кривой Рог`. Казалось бы, он не должен участвовать в политических играх украинских владельцев, так как принадлежит индийскому магнату. Плюс его империя может более мобильно реагировать на колебания рынка, чем другие предприятия. Тем не менее, положение на предприятии довольно сложное. Особенно после решения о сокращении рабочей недели. Но на днях администрация отменила принятое ранее решение о переходе с 1 августа текущего года на трехдневную рабочую неделю. Причем, с соответствующим сокращением заработной платы для снижения затрат из-за кризисной ситуации в мировой экономике и снижения спроса на металлопродукцию. Действительно, три дня – это уже слишком для столь именитого предприятия! Да ещё после добровольного увольнения 14 тысяч рабочих. Но об этом чуть позже.

Отмену решения профсоюзы считают своей победой. Им удалось договориться о возможности принятия в срок до начала июля других вариантов, направленных на частичное сокращение затрат на производство, а также принять во внимание предложения работников предприятия по уменьшению социальных и административно-хозяйственных расходов.

При этом все понимают, что ситуация на предприятии не улучшилась, однако профсоюзный комитет и администрация сумели договориться о совместных действиях.

В пресс-релизе приводятся слова генерального директора меткомбината Жана Жуэ: `Совместно с профсоюзным комитетом мы должны пересмотреть свои подходы к уменьшению всех видов затрат - высокая затратная часть нашего предприятия на производство дает огромные преимущества конкурентам. Но мы твердо уверены в том, что сотрудники ОАО не должны страдать оттого, что кто-то в этой ситуации принял более эффективные меры`.

Профком, в свою очередь отменил акцию протеста против введения трехдневной рабочей недели.

В Запорожье аналогичная ситуация на заводе `Днепроспецсталь` протекала куда более спокойно ещё несколько месяцев назад. Впрочем, трудовая неделя сократилась лишь на один день, а производство – на половину. Тут весь коллектив отнесся к такой мере с пониманием.



Бери деньгу, иди домой…



Теперь о добровольных сокращениях кроворожстальцев. В настоящий момент заканчивается третья волна добровольного увольнения, при которой уйдут с предприятия 2 тысячи человек. Всего же по планам на этот год по этой системе должно уволиться 6 тысяч работников комбината. Так что можно сказать, что третья волна постепенно перейдет в четвертую.

Всего же, вне зависимости от кризиса, с 2007 года по системе добровольных увольнений с `АрселорМиттал Кривой Рог` уволилось 14 тысяч человек. Наиболее массовые увольнения пришлись на 2007 год, когда на предприятии работало 8,5 тысяч пенсионеров. Как видите, на предприятии, по сути являющимся градообразующим, еще до кризиса решили искать способы снижения себестоимости за счет уменьшения численности персонала. В чем же суть такого метода?

Система предусматривает выплату уволившемуся работнику материальной компенсации в размере нескольких среднемесячных зарплат (в зависимости от стажа и возраста работника). В среднем сумма выплат составляет от 30 до 50 тысяч гривен.

На сегодня, учитывая темпы инфляции, профсоюз ставит вопрос об увеличении суммы выплат.

В то же время, имеются и сложности, которые возникают при сокращении численности персонала. С 2007 года численность работающих на предприятии сократилась с 56 до 42 тысяч человек. На места уволенных работников новые кадры не принимаются, что ведет за собой недокомплект по ряду профессий. При этом не укомплектованы в полной мере те участки, где от численности персонала напрямую зависит безопасность обслуживания оборудования и выполнения работ. По мнению профсоюза, главная причина заключается в том, что в государстве нет нормативов численности персонала, они существовали в 60-х годах прошлого века, однако доказать собственнику, что эти нормативы должны действовать и сегодня — достаточно проблематично.

Как дальше складывается судьба ушедших на заслуженный отдых металлургов сказать трудно, так как такой статистики нет даже в городском центре занятости. Хватит ли им на жизнь после увольнения – сказать трудно. Все-таки Кривой Рог – город довольно крупный, и работу найти можно. Пусть и менее денежную.

Сложнее обстоят дела в менее крупных городах. Например, в марте Алчевский металлургический комбинат, входящий в корпорацию `ИСД`, принадлежащую Сергею Таруте, объявил о сокращении свыше 3 тысяч сотрудников из 17 тысяч.

По данным Алчевского городского центра занятости, к концу июня на учете находится 700 бывших металлургов, для которых в городе на сегодня есть только 40 вакансий.

В Макеевке без работы оказались более 6 тысяч рабочих местного металлургического завода. Однако их судьбу в плане трудоустройства в местном центре занятости не комментируют.

Коснулись сокращения и группы компаний `Метинвест`, которая принадлежит Ринату Ахметову. В частности, по данным Мариупольского городского центра занятости, в этом году к ним на учет стали 394 бывших работника `Азовстали`.

В самой компании сокращения объясняют тем, что с 2007 года на предприятиях `Метинвеста` действует программа, цель которой — привести нормы выплавки тонны стали на одного работающего к европейским. Это означает, что весь персонал, не задействованный непосредственно в производстве продукции, планируется вывести за рамки производственной структуры комбината, а всем бывшим работникам `Азовстали` предлагается дальнейшее трудоустройство на дочернем предприятии меткомбината. То есть, программа составлялась еще до кризиса. А тут сама жизнь вынуждает оптимизировать количество персонала. Это понятно руководству, но очень неприятно людям, родившимся при социализме и воспитанным в условиях гарантии предоставления работы и, соответственно, заработка.

Здесь же рядом, в Мариуполе, находится и основная материальная база нынешних социалистов – металлургический комбинат имени Ильича.

Валерий Фортунин
http://www.rusmet.ru/

Последние новости раздела