В конце июня повышение цен на стальную продукцию в Китае затормозилось, котировки на арматуру и некоторые виды плоского проката даже пошли вспять. В качестве обоснования аналитики указывали вполне объективные причины – постепенное накопление складских запасов вследствие избыточных объемов производства и невозможность полностью заменить потери от сокращения экспорта переориентацией предприятий металлопотребляющих отраслей на внутренний рынок. Действия китайских металлургических компаний, несмотря на негативные сигналы продолжавших увеличение котировок и наращивающих выпуск, в этой ситуации справедливо выглядели не оправданными и не дальновидными.
Тем не менее, в июле цены снова пошли вверх. Возобновился монотонный, не быстрый, но непрерывный рост, в ходе которого стоимость продукции каждую неделю увеличивается на $5-10 за т. Причем, в авангарде этого процесса оказался длинномерный прокат. К середине июля средний уровень цен на арматуру HRB335 в восточных провинциях достиг $560-570 за т при поставке с металлобазы.
Причем, если в отношении возобновившегося подорожания листовой стали в Китае могут возникнуть некоторые сомнения в обоснованности этого роста, то подъем на рынке конструкционной стали вполне объективен. Несмотря на растущие объемы выпуска, избытка предложения арматуры и катанки в стране не ощущается. Более того, трейдеры жалуются на нехватку продукции, поскольку крупнейшие металлургические предприятия отправляют ее напрямую на стройки, финансируемые в рамках государственной программы стимулирования экономики.
Кроме того, дополнительным толчком для китайского рынка арматуры стал недавний скандал с обрушением строящегося жилого дома в Шанхае. Эта история послужила поводом для ужесточения контроля над качеством конструкционной стали и удаления с рынка значительных объемов дешевой некондиционной продукции.
Безусловно, рост цен на длинномерный прокат в Китае вызван также и дороговизной сырья. Цены на железную руду за последние три месяца возросли более чем на 30% и продолжают подниматься в связи с неопределенностью на рынке и расширяющихся объемов импорта. Металлолом обходится китайским металлургическим заводам по $350 за т с доставкой и более, причем, внутренние сборы недостаточны, а покупка материала за рубежом обходится в $290-300 за т CFR для американского лома HMS № 1&2. Заготовки на китайском рынке приблизились в начале июля к отметке $490 за т.
Не удивительно, что китайские металлургические компании продолжают поднимать внутренние цены на стальную продукцию. Собственно, июльское повышение цен на длинномерный прокат началось с заявлений компаний Shougang и Shagang о подъеме своих котировок, причем, с немедленным эффектом. В последние дни с аналогичными сообщениями выступили Hebei Iron & Steel Group и Laiwu Steel. При этом, в качестве точки отсчета для арматуры указывается уровень 3800 юаней ($556) за т EXW. На эти цены приходится ориентироваться и дистрибуторам, также поднимающим рыночные цены.
По мнению многих китайских специалистов, повышение цен на национальном рынке будет продолжаться. Уже неоднократно в различных источниках называлась и `цель` этого повышения – 4000 юаней ($586) за т для арматуры и горячего проката. Данная цена должна обеспечить китайской металлургии приемлемый уровень рентабельности.
При этом, китайский рынок стали в последнее время имеет лишь минимальные точки соприкосновения с мировым. В июне Китай экспортировал 1,43 млн. т стальной продукции (считая трубы), что на 6,3% больше, чем в предыдущем месяце. Импорт несколько сократился по сравнению с маем до 2,11 млн. т, но исключительно за счет уменьшения закупок полуфабрикатов. Собственный объем выплавки стали в прошлом месяце составил 45,4 млн. т, так что рынок следует признать практически закрытым. В июле сообщалось лишь о незначительных по объему поставках арматуры и катанки (с микродобавками бора, т.е. с частичным возвратом НДС) в Корею по $515-530 за т FOB, из плоского проката наиболее активно торгуется оцинкованная сталь.
Судя по всему, такая оторванность от реалий мирового рынка стали сохранится и на ближайшие месяцы. Китай – отдельно, остальной мир – отдельно. Вряд ли в обозримом будущем следует ожидать существенного расширения китайского экспорта стали, но и импорт пока не имеет предпосылок для роста. Ценовые изменения в Китае и за его пределами, очевидно, будут происходить в силу своих отдельных причин и не всегда совпадать по фазе. Единственное, что их будет объединять, это общая зависимость от стоимости сырья. Как один из крупнейших импортеров металлолома в мире Китай благодаря повышенному спросу будет поддерживать цены на этот материал на высоком уровне.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/