В конце июля – начале августа китайский рынок конструкционной стали продемонстрировал совершенно беспрецедентные для текущего года темпы роста цен. Стоимость арматуры в восточных провинциях за какие-то две недели подскочила на $60-80 за т; в начале августа рыночные цены на продукцию HRB335 размером 18-25 мм достигли, в среднем, 4400 юаней ($644) за т при поставке с металлобазы.
Причем, этот подъем, судя по всему, еще не завершен. Только в первые пять дней августа свыше 120 китайских производителя арматуры (и столько же производителей катанки) объявили новые повышения цен. Котировки таких крупных компаний как Hebei Steel, Shagang, Laiwu Steel по августовским контрактам достигли $650-675 за т EXW.
Безусловно, столь стремительное подорожание вызвало осторожную реакцию со стороны многих торговых компаний, сокративших закупки. Дистрибуторы не без оснований опасаются, что скачок цен вскоре завершится понижательной коррекцией, которая может быть весьма ощутимой. Тем не менее, следует отметить, что подъем цен на конструкционную сталь в Китае вполне оправдан.
Прежде всего, положение металлургов облегчает реальное расширение спроса. В первом полугодии 2009 года инвестиции в основной капитал в стране достигли $1,34 трлн., что на 7,2% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. Капвложения в жилищное и промышленное строительство прибавили, при этом, более 25%. Национальный рынок недвижимости на подъеме, в стране реализуются крупномасштабные проекты по развитию инфраструктуры в рамках государственной программы стимулирования экономики. Кроме того, в октябре этого года КНР будет отмечать свою 60-тую годовщину, так что по всей стране к юбилею возводятся различные объекты, подобно тому как полтора-два года тому назад китайские города готовились к Пекинской Олимпиаде.
По данным китайской металлургической ассоциации CISA, в первые пять месяцев 2009 года на долю строительного сектора пришлось 51,9% потребления стали в стране против 49,3% в 2008 году. Производство арматуры в Китае в первом полугодии 2009 года достигло 57,8 млн. т, что на 22% больше, чем за тот же период годичной давности, причем, в июне было выпущено 10,95 млн. т этой продукции – абсолютный рекорд. Катанки китайские предприятия выдали 44,9 млн. т, рост по сравнению с прошлым годом составил 9,7%. Тем не менее, китайские источники не сообщают ни о каком видимом избытке предложения. Объем складских запасов в крупнейших городах на протяжении июля находился, приблизительно, на одном и том же уровне.
Еще одна причина подъема цен на длинномерный прокат в Китае заключается в увеличении затрат производителей на сырье. Стоимость импортной железной руды превысила в конце июля $100 за т CIF, тогда как еще в апреле она была ниже $60 за т CIF. Металлолом обходится металлургам, в среднем, по $400 за т с доставкой, менее чем за месяц цены поднялись более чем на $50 за т. Стремительно возросли в цене заготовки: от $480-490 за т с металлобазы в начале июля до около $570 за т в первых числах августа.
Все эти тенденции, очевидно, будут сохраняться на китайском рынке и осенью. По крайней мере, серьезный спад в ближайшем будущем выглядит маловероятным. Основной рост производства длинномерного проката приходится на небольшие предприятия, выпускающие низкокачественную продукцию, тогда как ведущие металлургические компании проводят достаточно взвешенную политику и, как правило, стремятся не допустить избытка предложения и падения цен. Что касается сырья, то для его удешевления тоже нет никаких предпосылок. Металлолома на рынке не хватает, причем, ситуация в последнее время обостряется вследствие ввода в строй остановленных ранее производственных мощностей в сталелитейной промышленности Японии, Кореи, США и Европы, а неурегулированность вопроса с поставками железной руды делает китайских металлургов заложниками нестабильного спотового рынка.
Правда, влияние подорожания длинномерного проката в Китае на мировой рынок выглядит пока что очень ограниченным. За первое полугодие китайские компании экспортировали 177,8 тыс. т арматуры и 344,5 тыс. т катанки, соответственно на 72,6 и 84,5% меньше, чем за тот же период предыдущего года. В июле некоторые компании предлагали арматуру на экспорт по $570-580 за т FOB, но в августе в связи с подъемом на внутреннем рынке эти предложения практически прекратились. Импорт длинномерного проката сократился в меньшей степени, но его объемы еще более мизерные: 15,5 тыс. т арматуры и 194,1 тыс. т катанки за все первое полугодие.
Конечно, если цены на ту же арматуру в Китае будут продолжать подъем, местные трейдеры могут заинтересоваться предложениями из-за рубежа, ведь уже сейчас китайские рыночные цены превышают котировки FOB украинских и российских компаний на $200 за т и более. Однако для этого китайскому рынку нужно, прежде всего, успокоиться и достигнуть долговременной стабилизации. Пока что дистрибуторы не могут быть уверены в том, что нынешние высокие цены сохранятся через два-три месяца. Впрочем, зато китайские компании охотно покупают в странах СНГ заготовки по ценам около $470 за т CFR.
Растущий разрыв в ценах на арматуру между Китаем и другими регионами, безусловно, трудно назвать нормальным явлением. Но, в то же время, он отражает реальную разницу в положении бурно развивающейся строительной отрасли в Китае и стагнирующего после глубокого спада аналогичного сектора экономики России, США, европейских и ближневосточных стран. Впрочем, можно ожидать, что в сентябре дороговизна конструкционной стали в Китае станет для металлургов из других стран весомым аргументом для повышения собственных котировок.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/