Толстолистовая сталь оказалась во время кризиса одним из наиболее проблемных видов стальной продукции. Спрос на нее сосредоточен, главным образом, в таких отраслях как строительство, судостроение, тяжелое машиностроение, производство труб большого диаметра – все они в последний год были вынуждены значительно сбавить обороты.
По оценкам экспертов, наиболее тяжелая ситуация сложилась в мировой судостроительной промышленности. До начала кризиса в сентябре-октябре прошлого года эта отрасль находилась на подъеме, главными `локомотивами` которого выступали Китай и Корея. В частности, совокупная мощность китайских верфей, достигшая в прошлом году 65 млн. т дедвейта в год, к 2010 году должна была увеличиться до 80-90 млн. т в год, а к 2015 году Китай планировал выйти в лидеры мирового судостроения. Корейские судостроительные предприятия в течение 2008-2009 годов собирались нарастить свою производительность на 20%, причем, эти планы, по большей части, выполнены.
В принципе, в 2009 году производство морских судов не только не упало, но даже возросло. Китайские и корейские судостроители по итогам первых семи-восьми месяцев текущего года увеличили ввод в строй нового тоннажа, примерно, на треть по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако все это, как говорится, остатки былой роскоши. Количество заказов на новые суда сократилось в этом году, примерно, на 80%, многие судовладельцы разорвали уже заключенные ранее контракты или попросили о перенесении их выполнения на более поздний срок.
С целью стимулирования потребителей ведущие корейские судостроители снизили расценки на 20-30%. По мнению экспертов из японской компании Mitsui Engineering & Shipbuilding Co, это может привести к ценовой войне в масштабах всей отрасли и затяжке спада, по меньшей мере, до 2015 года.
Для поставщиков толстолистовой стали, прежде всего, судостроительного листа, проблема осложняется тем, что крупные корейские и китайские металлургические компании в обстановке докризисного бума приняли решение о расширении производства данной продукции. Некоторые из этих проектов уже завершены, остальные планируется завершить до конца 2010 года. В результате избыток мощностей для производства толстолистовой стали в Восточной Азии составит не менее 30-40% от нынешних объемов потребления, а для стабилизации рыночного баланса понадобятся годы.
В последние недели падение цен на сталь в Китае затронуло и рынок толстолистовой продукции. В середине сентября коммерческая нелегированная толстолистовая сталь котировалась на местном рынке на уровне около 3550 юаней ($517) за т с металлобазы, а 16 мм судостроительный лист – в среднем, по 4200-4250 юаней ($615-622) за т. Пока китайский экспорт толстолистовой стали ограничивается, в основном, странами Восточной Азии, а цены составляют около $540-570 за т CFR, однако во второй декаде сентября и европейские компании начали сообщать о предложениях из Китая из расчета около $640-650 за т CFR.
В целом, рынок толстолистовой стали в регионе Европа – Ближний Восток можно назвать стабильным. Уровень спроса очень низкий, но он, по крайней мере, больше не падает. Относительно высокую потребительскую активность можно наблюдать, разве что, в Турции, где местная компания Erdemir приостановила выпуск этой продукции.
В середине сентября цены на толстолистовую сталь от различных украинских производителей варьировались в Турции и странах Персидского залива от $520 до $570 за т CFR, стоимость судостроительной стали доходила до $580 за т CFR. В то же время, Arcelor Mittal поставляла в Турцию продукцию своего румынского подразделения, примерно, по $620 за т CFR, а индийская Essar Steel предлагала толстый лист в Персидский залив по $670-700 за т CFR с поставкой в конце октября или ноябре. В странах ЕС коммерческая толстолистовая сталь местного производства, как правило, котировалась в первой половине сентября по 420-460 евро ($617-676) за т EXW, а стоимость импортной продукции из СНГ достигала $680 за т CFR/DAF и более с поставкой в октябре.
Американские компании предприняли новую попытку повышения цен на толстолистовую сталь, объявив о прибавке $40 за короткую т ($44 за метрическую т) по октябрьским заказам. Новые котировки вышли на уровень $790-820 за метрическую т EXW для продукции А36, но, по сообщениям трейдеров, реально сделки заключаются из расчета не более $700-730 за т EXW, причем, надежд на рост в обозримом будущем практически нет.
По словам американских специалистов, национальный рынок толстолистовой стали находится в летаргическом состоянии. Складские запасы соответствует трехмесячному уровню потребления, так что даже трейдеры не спешат с новыми заказами. Впрочем, американские металлурги могут утешать себя тем, что им не грозит конкуренция из-за рубежа: спрос на импортную продукцию в настоящее время практически отсутствует, клиенты предпочитают национальных производителей из-за большей гибкости и малых сроков поставки.
В принципе, цены на толстолистовую сталь на основных рынках могут несколько возрасти в октябре-ноябре, если параллельно увеличится стоимость горячекатаных рулонов. Однако перспектива такого подъема выглядит сейчас весьма смутной из-за конкуренции со стороны дешевого китайского проката и риска перепроизводства в западных странах.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/