Состояние российского рынка металлопроката (несмотря на рост цен) пока сильно отстает от уровня производства в металлургии

Состояние российского рынка металлопроката (несмотря на рост цен) пока сильно отстает от уровня производства в металлургии

Российская металлургия возвращается на докризисные темпы производства, пожалуй, наиболее быстрыми темпами, по сравнению с другими отраслями российской экономики. Это стало возможным за счет расширения географии и объемов экспортных поставок. Но вопрос о повышении внутреннего спроса на сталь пока, к сожалению, стоит не менее остро, чем раньше. В августе в ряде отраслей машиностроения (в том числе в производстве автомобилей) вновь произошел спад относительно июля. То есть рост оказался пока тенденцией локальной и неустойчивой.

А значит экспорт снова выходит на первый план, особенно с учетом того, что по ряду последних прогнозов еще до конца года металлургия выйдет на докризисный уровень производства.

Насколько реален такой сценарий? В ответе на этот вопрос необходимо четко разделять объемный и финансовый аспект. И очень показателен в этом отношении рынок Ближнего востока. Большинство аналитиков с надеждой ожидали окончания Рамадана. Традиционно этот период является сильным сигналом повышения экономической активности в регионе. Однако в этом году оживление если и есть, то не слишком заметное. В конце сентября несколько оживились традиционно привлекательные для экспортеров рынки Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ. Но на ценах это оживление практически не сказалось.

Причина в значительной степени в том, что слишком многие экспортеры готовились к этому оживлению. Но, например, турецкие экспортеры перед концом Рамадана даже снизили цены на арматуру до уровня 480-490$ за тонну FOB. В то же время поддержку ценам оказывает относительно высокая цена лома, поставляемого из США в Турцию.

Таким образом, если с точки зрения объемов рынок пока остается перспективным (в большей степени это относится к Ирану), то с точки зрения цен ближайшее будущее пока видится неопределенным, с тенденцией к стабильности. Как говорится, слишком много желающих. Кроме того, складские запасы в регионе остаются пока достаточно значительными.

Перспективы еще одного важного для экспортеров рынка – Юго-Восточной Азии – пока тоже не слишком оптимистичны. Рынок региона, скорее всего, будет находиться под давлением китайской ситуации. А она характеризуется продолжающимся пока снижением цен, накоплением складских запасов, на фоне неадекватно медленного снижения производства.

Очевидно, что надежды китайских металлургов тоже постепенно переключаются на экспортные поставки. Как это и ожидалось, ускоренное развитие внутреннего спроса на сталь (в том числе) за счет массированного кредитования при низком уровне спроса на экспортную продукцию создает риски невозврата кредитов. Соответственно китайское правительство сокращает объемы кредитования промышленности.

Таким образом, рынки вновь оказались под угрозой китайской стальной экспансии. Сбрасывать этот фактор со счетов никак нельзя, поскольку китайские металлурги активно присутствуют практически на всех рынках. Они давно и активно действуют на рынках Ближнего Востока, что уже создало проблемы российским экспортерам. На рынках США и Европы опасности подстерегают в большей степени местных производителей.

Но ключевым в данном случае надо считать слово `вновь`! Если вспомнить, сколько раз за последние годы высказывались опасения в отношении глобального доминирования Китая на стальных рынках мира, то выяснится, что эти опасения, с одной стороны, ни на минуту не уходили, а с другой стороны, ни разу не реализовались в виде апокалиптического сценария. Вполне возможно, что так же произойдет и сейчас.

То есть Китай будет присутствовать на рынке в качестве фактора, сдерживающего рост цен. Это, безусловно, не подарок для других экспортеров, но и `не смертельно`. Тем временем, постепенно может восстановиться внутреннее потребление стали в Китае (по мере истощения складских запасов) в случае восстановления мировой экономики.

И еще несколько слов относительно возможной динамики мировых (а соответственно экспортных) цен. По-видимому, самым главным фактором, который в состоянии переломить любую негативную и усилить любую позитивную динамику стальных рынков, останется цена на нефть. А в отношении нефтяных цен сейчас момент принципиально важный. Главный вопрос – как финансовые круги отнесутся к решениям G-20. С одной стороны, продекларировано продолжение финансовой поддержки рынков. Это важный фактор поддержки цен. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Известны эти детали станут, скорее всего, на текущей неделе.

Ждать осталось недолго.

В. Гринберг
http://www.rusmet.ru/
Идентификатор: 6557