Подъем на мировом рынке металлолома, продолжавшийся с июня по сентябрь, сменился спадом. В последние несколько недель цены на этот материал снижаются по всему миру. В начале октября новые контракты на поставку лома на итальянские металлургические предприятия были подписаны по ценам на 10-15 евро за т ниже, чем в предыдущем месяце. В США основные сорта лома подешевели на $15-20 за длинную т (1016 кг), так, стоимость HMS № 1 сократилась до около $250-260 за длинную т с доставкой. В Японии компания Tokyo Steel Manufacturing, крупнейший потребитель металлолома в стране, с начала октября дважды снижала закупочные цены на лом, доведя их до около $280-290 за т с доставкой по сравнению с более $320 за т месяцем ранее. Импортные котировки на американский лом HMS № 1 в странах региона за то же время сократились от $350-370 до $310-320 за т CFR. Наконец, в Турции цены на американский HMS № 1&2 (80:20) уменьшились до $300-305 за т CFR, а на менее качественный европейский или российский материал – до $290-300 за т CFR.
Основной причиной понижения стало падение спроса. В США и Европе металлургические компании, похоже, разочаровались в перспективах рынка длинномерного проката до конца года и отказались от каких-либо планов расширения объемов производства. Судя по всему, аналогичные процессы происходят и в Турции, где местные компании вынуждены сбивать цены на лом, компенсируя потери от подешевевшего готового проката.
В Восточной Азии практически полностью покинул рынок Китай, в течение первых восьми месяцев текущего года бывший крупнейшим импортером металлолома в мире. Падение внутренних цен на стальную продукцию и, соответственно, лом заставило китайских трейдеров временно прекратить импортные закупки. Это привело к сокращению экспорта сырья из США и Японии.
Сегодня большинство экспертов на мировом рынке прогнозируют на ближайшие месяцы продолжение депрессии в мировой строительной отрасли и, соответственно, слабый спрос как на конструкционную сталь, так и на сырье для ее изготовления. Тем не менее, спад на мировом рынке металлолома вряд ли имеет продолжительный характер. Возможно, спрос и цены на него пойдут вверх уже в ноябре, а то и раньше.
Особенностью рынка лома в текущем году является дефицит предложения. Из-за нехватки денег многие компании отложили на неопределенный срок запланированные ремонты, закупки нового оборудования и прочие обновления, что привело к уменьшению сборов лома. Кроме того, сократился и приток промышленных отходов из-за спада в металлообрабатывающих отраслях. Даже сейчас, когда два крупнейших импортера металлолома – Китай и Турция – резко сбавили обороты, переполнения рынка не наблюдается, а трейдеры, постепенно снижая цены, не впадают в панику.
В то же время, запасы лома у потребителей не назовешь обильными. Проблема нехватки сырья пока не слишком актуальна в Турции: местные компании в последние недели приобретали лом достаточно интенсивно, хотя при этом активно сбивали цены. Но в других регионах уже в ближайшее время должен возникнуть его дефицит. Американские и европейские компании встретили осень с минимальными запасами и, наверняка, постараются их пополнить до начала зимы.
Китайские компании отсутствуют на рынке лома больше месяца, между тем, производство стали в стране уменьшилось пока что лишь незначительно, а одних только внутренних источников лома для удовлетворения всех потребностей недостаточно. Стоимость лома в стране сократилась за последние полтора месяца в меньшей степени, чем цены на прокат. В конце сентября материал, эквивалентный HMS № 1, котировался в восточных провинциях на уровне $350-370 за т с доставкой. В принципе, цены на внешнем рынке упали уже достаточно низко, чтобы заинтересовать потребителей. Возможно, возобновление китайских закупок и станет тем сигналом, который окончательно активизирует мировой рынок металлолома.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/