Эта неделя ознаменовалась важным этапом в жизни украинского общества – официальным началом президентской кампании. Традиционно металлурги являлись спонсорами всех предвыборных кампаний. Причем, это было негласным условием. Принимая чью-либо сторону, владельцы и руководители предприятий не только агитировали своих подчиненных и их семьи, но и вкладывали значительные суммы в кампанию кандидата. Потом стали раскладывать эти вклады по разным корзинам, так как жизнь показала, что нельзя сильно обижать потенциальных конкурентов – лучше потратиться и на них. Надо отметить, что выборы и перевыборы проходят в стране регулярно и стали чем-то вроде национальной традиции, подчеркивающей демократичность общества. Бизнесменам и промышленникам от таких традиций становится плохо. Но в конце концов привыкают и даже сами втягиваются.
Дно или ступенька?
Сентябрь принес некоторое утешение – вроде бы, достигли дна, и металлургия начала подниматься. Статистика это подтверждала. Точнее даже, руководствуясь ее показателями, специалисты и стали делать такие выводы. Согласно данным Госкомстата Украины, промышленное производство в сентябре по отношению к августу выросло на 1,9%. По сравнению с сентябрем 2008 года выпуск уменьшился на 18,4%, что стало минимальным падением в этом году. Отсюда и был сделан вывод, что дно достигнуто, пора, мол, наверх. За 9 месяцев промышленное производство сократилось на 28,4% против 29,6% за период с января по август. С июня промышленность сокращает годовые темпы падения, с этого же времени она стала показывать рост в сравнении с предыдущим месяцем. Исключением стал август, когда месячное падение было зафиксировано на уровне 0,9%. В общем, прогресс.
`Следует отметить существенный рост производства в машиностроении (16,1%). Данный показатель является намного более высоким, чем средний в течение 2000-2008 года… – значится в официальном сообщении Минэкономики. – В то же время, металлургическая отрасль в сентябре сократила объем производства на 7,1%, что было обусловлено дефицитом кокса и коксующегося угля по причине уменьшения импорта этой продукции из России… Однако ожидается, что в ближайшей перспективе данная ситуация будет урегулирована за счет частичной диверсификации источников поставок и металлургическая отрасль выйдет на позитивную траекторию развития`.
В Минэкономики также отмечают, что с учетом улучшения динамики спроса и цен на мировых рынках можно ожидать продолжения восстановления отечественного производства не только в секторах, ориентированных на внутренний рынок, но и в экспортоориентированных отраслях. Правда, это как-то не совсем согласуется с падением цен на украинскую стальную продукцию в последние недели, но, очевидно, в период предвыборной кампании этому министерству просто необходимо искать позитив. Иначе рейтинг премьер-министра Юлии Тимошенко может упасть. Со всеми вытекающими для министерской элиты последствиями.
Но, как бы ни старались министерские эксперты показать уже сейчас начало стабилизации, независимые специалисты делают иные выводы. Хотя повод для этого всегда можно найти. Например, по оценкам World Steel Association (WSA), объем потребления стали в мире сократится в текущем году только на 8,6% по сравнению с прошлым годом, тогда как полгода назад они ожидали спада на 14,4%. Казалось бы, вот оно, окончание погружения. Но специалисты относят эти цифры не на счет Украины, а ставят в заслугу Китаю, где наблюдается рост потребления стали. И к этим мировым масштабным прогнозам Кабмин не имеет никакого отношения. А так хочется надеяться на лучшее.
Вот ЕБРР ухудшил прогноз падения ВВП Украины в 2009 году с 10% до 14%. А Всемирный банк сохранил аналогичный прогноз на уровне –15%, в то же время, улучшив оценку роста экономики страны в 2010 году с 1% до 2,5%. Номинальный ВВП в текущем году, как ожидается, сократится до 912,3 млрд. грн. по сравнению с 949,9 млрд. грн. в 2008 году, но в будущем году возрастет до 1032,4 млрд. грн. Опять вроде бы хорошо.
Но прогноз роста ВВП Украины в 2010 году улучшен за счет более оптимистичного глобального прогноза, в то же время внутренний спрос в стране останется низким. Также можно говорить, что быстрого восстановления внешнего спроса на украинский металл до докризисного уровня не произойдет, для этого потребуется минимум несколько лет. Экономический подъем в следующем году будет неустойчивым и затронет не все отрасли. Впрочем, главное, что не спад. И это уже можно ставить себе в заслугу.
Особенности текущего момента
Правда, практики высказывают и другие мнения. Например, председатель правления Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Владимир Бойко считает, что в ближайшие четыре месяца ситуация в украинской металлургической отрасли будет ухудшаться. `Ноябрь, декабрь, январь и февраль будут чрезвычайно сложными, – говорит он. -- Производство будет падать. В ноябре будет хуже, чем в октябре, это – 100%. Цены падают, заказов нет, так что будет очень тяжело…`.
Ухудшение ситуации Владимир Бойко объясняет тем, что в течение последнего времени металлурги увеличили производство, однако потребление не выросло. `Где выросло потребление? В Америке – нет. В Европе – нет. Ближний Восток – нет. Единственное место, где произошел рост, – это Китай. Однако там перепроизводство. Они в настоящий момент выходят на внешние рынки, станут продавать излишки`, – делает вывод руководитель комбината. И спорить с ним трудно. Слишком много конкурентов у украинских металлургов. Но дело не в них, главное – нет рынков сбыта. И это подтверждает опять же статистика. Прежде всего, возьмем отечественного потребителя, деятельность которого могла бы активизировать внутренний рынок.
Так вот, статистика свидетельствует, что потребление металлопроката в Украине в январе-сентябре этого года снизилось на 45,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 3,695 млн. т. Причем, импорт сократился на 70,7%, до 463,9 тыс. т. Как сообщил президент Украинской ассоциации металлотрейдеров (УАМ) Андрей Федосеев, за девять месяцев трубные предприятия сократили закупки отечественного и импортного металлопроката на 35,9% – до 1149,0 тыс. т, строительные – на 70,8%, до 58,3 тыс. т, железнодорожные – увеличили на 1,3%, до 67,5 тыс. т, метизные – сократили на 36,6%, до 312,7 тыс. т.
Цифры, конечно, напрягают. Но без их анализа трудно понять и тенденции развития или стагнации отрасли. О развитии говорить как-то неудобно после такой статистики. Вместе с тем, те, кто занимается анализом состояния рынка профессионально, не видят факторов, способствующих росту в экспортно-ориентированных секторах металлургии, химпрома и машиностроения в ближайшем будущем. По мнению этих аналитиков, стабильный рост промпроизводства вряд ли возобновится ранее второго квартала 2010 года. Например, специалисты ИГ `Сократ` согласны с прогнозом падения промышленного производства в 2009 году на уровне 18,5% и снижения ВВП на 14,5%. Правда, они прогнозируют рост этих показателей в будущем году на 5,2 и 4,5% соответственно.
В любом случае становится ясно, что украинская экономика, во многом зависящая от эффективности ГМК, не сможет уже приносить столько прибыли, как в прошлые годы, ни владельцам активов, ни политикам, ни самим работникам предприятий. Поэтому и денежные вливания на предстоящие выборы уже не смогут быть такими же значительными, как и раньше. Вряд ли стоит надеяться и на зарубежную финансовую поддержку. Нынешние власти продолжают надеяться на МВФ и другие внешние источники заимствования, но сами эти источники ждут проявления стабильности в политико-экономической ситуации. А ее в ближайшее время не ожидается.
В результате страдают и металлурги, которые затормозили планы модернизации и реконструкции производств. Получается, что предприятия ГМК остановились в конкурентной борьбе за улучшение качества и снижение себестоимости выпускаемого металла. Разве это на руку политикам? Многие это понимают, но доминируют другие проблемы. Решение же экономических вопросов перекладывается на плечи самих промышленников.
Валерий Фортунин
http://www.rusmet.ru/