С приведением цен на природный газ к европейскому уровню Украина стала больше заботиться об энергосбережении и использованию других видов топлива. Первым делом, конечно, вновь возросло внимание к угледобыче. Причем, не только как к энергоносителю, но и как к сырью для металлургии.
Угольный дефицит
Балансовые запасы углей Украины составляют 41-42 млрд. т, не считая запасов, которые оценены как перспективные, но недостаточно разведанные. Из этих запасов 31-32 млрд. т представляют свободные участки, часть которых подготовлена к строительству новых шахт и развитию действующих. Однако конкретный анализ экономической ситуации показывает, что, по крайней мере, в течение ближайших 20 лет Украина должна ориентироваться на действующий шахтный фонд, который находится не в лучшем состоянии.
Донецкий уголь, добываемый преимущественно шахтным способом, имеет высокую себестоимость, которая связана с глубоким залеганием пластов и относительно небольшой их мощностью. Для закрытия и реконструкции действующих шахт необходимы очень крупные затраты на протяжении, по крайней мере, 15-20 лет. Годовое понижение горизонтов горных работ составляет 10-12 м, а через 50 лет глубина разработки достигнет 1200-1300 м. На ряде шахт Центрального Донбасса уже сегодня ведутся работы на таких горизонтах, условия которых чрезвычайно сложны и опасны. И это значительно усложняет положение в отрасли.
В последние годы украинская металлургия, начав возвращать утерянные позиции, почувствовала дефицит отечественных коксующихся углей. Кризис, сопровождавшийся резким падением объемов выплавки стали, на время снял эту проблему, но теперь она снова выходит на передний план. По оценкам ПХО `Металлургпром`, в четвертом квартале этого года среднемесячный дефицит коксующегося угля для металлургических предприятий составляет 330-350 тыс. т.
Заместитель Министра промышленной политики Украины Сергей Грищенко считает, что острая нехватка коксующихся углей в сентябре-декабре 2009 года может повлиять на уменьшение выплавки чугуна и стали на нескольких крупных металлургических комбинатах Украины. Он также отметил, что по результатам работы за январь-сентябрь 2009 года производство основных видов продукции ГМК находится на уровне 57-85% к аналогичным показателям прошлого года. Невзирая на оживление производства на протяжении мая-июля текущего года на предприятиях ГМК еще есть ряд трудностей, которые мешают стабильно наращивать объемы продукции.
Во-первых, вследствие нестабильного спроса на мировых рынках металлопроката в сентябре произошло некоторое снижение производства по основным видам продукции. Во-вторых, возникла проблема обеспечения коксующимся углем, которая остро коснулась ОАО `Арселор Миттал Кривой Рог`, ОАО `Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского`, ОАО `Запорожсталь`, ОАО `Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича`.
По этой причине правительство Украины продолжает принимать меры для улучшения ситуации на предприятиях металлургической отрасли. В частности, 7 октября 2009 года на заседании Кабмина было принято решение о продлении действия постановления Правительства от 14 октября 2008 года № 925 `О первоочередных мерах относительно стабилизации ситуации, которая сложилась в горно-металлургическом и химическом комплексе` до 1 января 2010 года. Это решение правительства ежеквартально продлевается, что, безусловно, помогает металлургам держаться на плаву. Что же касается коксующихся углей, то, например, Лакшми Миттал на 43-й ежегодной конференции Всемирной ассоциации производителей стали, проходившей 12-14 октября в Пекине, пояснил причину дефицита коксующего угля на `Арселор Миттал Кривой Рог`, `аварией на угольной шахте`. `Из-за этого произошло снижение поставок угля, и сейчас мы пытаемся организовывать импорт из других источников, не только из Казахстана, но и других стран. Мы надеемся, что ситуация на предприятии улучшится…`, – заявил Миттал.
Через океан – дешевле
А вот другой металлургический гигант – `Группа компаний Метинвест`, подконтрольная Ринату Ахметову, в августе-октябре импортировала около 140 тыс. т коксующегося угля, добытого принадлежащей ей американской компанией United Coal Company (UCC). Представители `Метинвеста` заявляют, что в 2009 году на коксохимы группы поступит до 200 тыс. т американского угля.
По мнению экспертов, импорт из США более выгоден, чем использование украинских ресурсов. `Американский уголь лучше украинского по химическим качествам. Из американского сырья можно получить более качественный кокс, что позволяет уменьшить расход продукта. В свою очередь это снижает себестоимость чугуна`, – таково мнение аналитиков инвесткомпании `Драгон Капитал`.
В Украине нехватка коксующихся углей стала ощущаться с августа. В целом до конца года, по прогнозам разных экспертов, в Украину необходимо будет импортировать около 400 тыс. т угля, а в 2010 году дефицит составит около 6 млн. т.
Традиционно украинские металлурги восполняли этот дефицит за счет импорта из России. Но в последнее время и на российском рынке доступ к данному сырью стал достаточно ограниченным. Это произошло по двум основным причинам. Во-первых, начало восстанавливаться производство на российских металлургических предприятиях, которые, соответственно, увеличили закупки отечественных углей. Во-вторых, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС правительство России поставило перед российскими угольными предприятиями задачу увеличить объемы поставок на отечественные ТЭЦ и ГРЭС для того чтобы компенсировать потерю энергоресурсов. Оставшиеся же объемы российские шахтеры предпочитают экспортировать в Китай, где цены выше, чем украинские.
Так что, американская шахта Ахметова уже приносит дивиденды, поскольку расширяет возможности украинского магната. Правда, пока что объемы импорта американского угля `Метинвестом` ограничены низкой пропускной способностью украинских портов. Ведь на всю страну имеется только один угольный терминал в порту Южный. К тому же, в Украине нет глубоководных портов, способных принимать суда с большой осадкой. Пока `Метинвест` намерен завозить 80-100 тыс. т угля в месяц. Увеличить перевалку сырья компания сможет через пару лет: в 2011-2012 годах `Метинвест` завершит строительство перегрузочного комплекса в глубоководной Севастопольской бухте на базе стивидорной компании `Авлита`.
С введением в строй `Авлиты` можно будет импортировать более 160 тыс. т угля в месяц, прогнозируют эксперты. При этом, они отмечают, что благодаря импорту угля с UCC и увеличению его добычи компанией холдинга – `Краснодонуглем` – к 2011-2012 годам `Метинвест`обеспечит себя собственным сырьем на 85%.
Вот как комментирует ситуацию директор дивизиона угля и кокса ООО `Метинвест Холдинг` Владимир Гусак: `Добыча коксующегося угля в Украине по причине ухудшения горно-геологических условий и абсолютно обоснованного повышения техники безопасности будет сокращаться. Перевозки угля морем осуществляются крупнотоннажными морскими судами и целесообразны при использовании судов дедвейтом не ниже 70 тыс. т. Наиболее же эффективно использование судов дедвейтом 100-150 тыс. т. Сейчас в Украине нет инфраструктуры для приема таких судов, поэтому металлурги используют сложную и дорогостоящую схему доставки. Она предусматривает перегрузку в румынском порту Констанца с крупнотоннажных на более мелкие суда, которые смогли бы принять украинские порты. Стоимость дополнительных перевалок и перевозок, естественно, увеличивает себестоимость металла. К тому же, вследствие сложности, такая схема не очень надежна, что может создать трудности в непрерывном металлургическом производстве.
Севастопольский морской торговый порт – одна из возможных перегрузочных площадок. В состав `Метинвеста` входит компания, которая является владельцем двух глубоководных причалов, и сейчас разрабатывается стратегия развития. Севастопольский морской порт обладает уникальным преимуществом – глубоководностью. По пропускной способности судоходного канала и причалов он способен принимать крупнотоннажные суда. Руководство порта разрабатывает проекты максимального использования этого конкурентного преимущества. Мы также изучаем возможность своего участия в финансировании создания соответствующей инфраструктуры – перевалки различных грузов, в том числе и угля, увеличения объемов перегрузки зерна, металлопродукции`.
Но тут аналитики не берут во внимание политический аспект проблемы. Местное население выражает довольно настойчивое возражение планам строительства терминала. Главным доводом является экологическая угроза региону. В период предвыборных кампаний это стало удобным поводом для выражения протеста и собирания голосов севастопольцев.
Как мы уже упоминали, кроме `Метинвеста`, крупнейшими импортерами коксующегося угля в Украине сегодня являются `Арселор Миттал Кривой Рог` (принадлежит Лакшми Митталу), а также предприятия `Индустриального союза Донбасса` (Сергей Тарута). Криворожский комбинат увеличивает поставки из Казахстана, России и США. ИСД, в свою очередь, также расширяет импорт из России и Америки. А `Запорожсталь` приобрела две шахты в Ростовской области, но этого все равно оказывается мало, чтобы обеспечить мощности того же `Запорожкокса`, основным потребителем которого и являются соседи-металлурги.
Что будет далее?
Каковы же перспективы обеспечения коксом метпредприятия страны? В правительстве успокаивают, что проблема фактически урегулирована. Об этом заявил заместитель министра промышленной политики Украины Сергей Грищенко. Он также сообщил, что премьер-министр Украины Юлия Тимошенко 6 ноября проведет в Мариуполе совещание, посвященное ситуации в ГМК. `Среди прочих вопросов, будет рассмотрено дальнейшее обеспечение металлургов коксующемся углем`, – сказал С.Грищенко
А вот мнение представителя `Метинвеста` Владимира Гусака: `В Украине традиционный индикатор – это цены на продукцию государственных шахт, которую реализует ГП `Уголь Украины`. При этом, чиновники периодически сетуют на то, что госпредприятие продает продукцию чуть ли не даром. Хочу отметить, что это не так. К примеру, в начале 2007 года тонна угля марки `К` стоила около 640 грн., а к концу года цена достигла 970 грн. По углям марки `Ж` приблизительно такая же динамика, то есть рост цен на коксующийся уголь за прошлый год составил 50%. Эти цены вполне сопоставимы с российскими. Соответственно, растет и себестоимость кокса. Сейчас цена тонны кокса как на украинском, так и на российском рынке составляет $320-350. В Украине достаточно трудно прогнозировать, какой будет динамика цен на уголь. Поскольку отечественная угольная отрасль остается дотационной, при ценообразовании будут играть роль не только рыночные факторы, но и государственная политика. Кроме того, не надо забывать, что Украина прошла пик добычи угля еще в 1980 году, тогда в стране его добывалось около 215 млн. т. В 1991 году добыча упала до 128 млн. т, а сегодня она составляет около 75 млн. т в год. Это объективная реальность. Поэтому в любом случае снижения цен на уголь мы не ожидаем`.
И в этом нет ничего удивительного. Если есть спрос, то кто же будет добровольно снижать цены на ликвидный продукт? Так что, рынок сбыта для коксующихся углей не представляется проблемным. Остается только урегулировать цены и поставки с потребителями. Но об этом станет лучше известно 6 ноября после проведения совещания в Мариуполе.
Валерий Фортунин
http://www.rusmet.ru/
Металлурги Украины снова ощущают дефицит коксующихся углей
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567
23 сент. 2024 г.
12 сент. 2024 г.
3 июл. 2024 г.
30 янв. 2024 г.
13 сент. 2023 г.
6 сент. 2023 г.