На рынке строительных материалов поменялась структура спроса. Ушли многие посредники и наблюдается рост прямых продаж. Но для того, чтобы производители стройматериалов вышли из кризиса и стагнации, необходимо года два. В этот период стройматериалы не будут дорожать, потому что для этого нет причин и экономических предпосылок. Об этом в интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал генеральный директор Ассоциации `Всеукраинский союз производителей строительных материалов` Александр Ожегов.
- По данным Ассоциации, в сентябре выросло производство сухих смесей, бетонов, цемента и утеплительных материалов. С чем, по Вашему мнению, связан такой рост в кризисное время?
- Многие застройщики старались к сентябрю закончить строительство. К зиме индивидуальные застройщики старались закончить свои дома.
По бетону – о росте производства говорить не приходится, поскольку новые фундаменты не заливаются. Мы не достигли и половины объемов прошлого года.
- Сегодня как никогда стало популярным внешне утепление фасадов многоэтажек пенопластом. Увеличился ли спрос на утеплительные материалы и как изменились цены? Как это связано с госпрограммой энергосбережения?
- Что касается утеплителей, то пошел рост производства. Но здесь нужно говорить о перегруппировке предложения. В основном мы были импортозависимы, до прошлого года. В этом году запустили несколько мощностей, которые на данный момент перекрывают потребности.
На данный момент в Украине пенополистирольные утеплители на 90% отечественного производства. Что касается минеральной ваты, которой утепляют новострои, до прошлого года было 90% импорта, а сейчас – 50 на 50%.
Наш утеплитель стал конкурентоспособным и по цене, и по качеству. Но люди утепляются пенопластом от неграмотности. Этот материал является очень недолговечным, и к тому же огнеопасным. От перепада температуры и осадков пенопласт оставляет по себе одну штукатурку. Он защищает не более 2-5 лет. Кроме того, зачастую людей обманывают, потому что пенопласт для утепления должен быть определенной плотности. Есть такие (пенопласты, - ред.), которые годятся, но они дороже и в основном их не используют.
Лучше утеплять минеральной ватой, но тогда это должна быть государственная программа, потому что минватой утепляется вся стена дома, а не отдельные ее участки. Сейчас люди утепляются не для экономии (расходов на отопление, - ред.), а для того, чтобы было тепло.
- Не раз озвучивалась сложная ситуация с кирпичными заводами, многие из которых остановились. Поясните, пожалуйста, что происходит с производством кирпича на данный момент?
- За время кризиса остановилось порядка 60% кирпичный заводов. Большая часть из этих заводов уже никогда не вернется на рынок. И тут причина не в кризисе, а в том, что меняется структура спроса и предложения. На рынок выйдет газобетон, керамблок.
Если стоимость кирпича в 2008 году составляла 1 грн. 30 коп. за штуку (при партии в тысячу штук), то сегодня кирпич по 1 грн. с доставкой и спрос минимален. На данный момент себестоимость не увеличилась и не уменьшилась. Кирпич дорожать не будет.
Еще полгода назад все заводы и склады были забиты кирпичом, сбыта не было вовсе, но на текущий момент можно констатировать, что производителям удалось реализовать продукцию.
Кирпич будет отмирать. Сейчас открываются новые крупные предприятия, которые производят керамблок. Один такой блок заменяет 12-15 кирпичей. Он легкий, теплоизоляционный, удобный. Раньше в керамблоке мы были полностью импортозависимы. Сейчас ситуация меняется.
- Не раз говорилось о том, что сейчас производители стройматериалов выживают за счет частных застройщиков. Насколько активно сегодня строятся украинцы? Какова ситуация в регионах?
- Индивидуальное строительство больше всего развито в западных областях Украины. И ближайшие 2-3 года производители стройматериалов будут ориентироваться только на `частников`.
- Как за кризисный год (октябрь 2008 – октябрь 2009 года) изменилась структура спроса на стройматериалы в Украине? Какие товары остаются лидерами спроса, а какие – не пользуются популярностью? Можно ли говорить о снижении спроса дорогие стройматериалы?
- VIP-материалы уменьшились по количеству ввоза из-за рубежа. То, что не производится у нас, привозится и, в пересчете по новому курсу, цены на эти материалы выросли. Спрос (на дорогие стройматериалы, - ред.) упал, но несущественно.
Хозяйственные рынки остаются основным местом продажи материалов для строительства, или акцент сменился в сторону строительных гипермаркетов? Можно ли говорить о росте количества магазинов за кризисный год или все же их количество уменьшилось?
Не думаю, что магазинов станет больше или меньше. Хотя `Новая линия` и `Эпицентр` открывают новые точки, но это только планы конкретных ритейлеров. В ближайшие 2-3 года частный застройщик будет основным потребителем стройматериалов.
Магазины сейчас ориентируются на доступный материал, который можно продать. И им все равно, какой производитель. Но доля отечественного стройматериала в магазинах увеличивается. Цена у нас дешевле, а качество - вполне конкурентоспособное. Проблема не в этом, проблема в том, что нет спроса.
Как изменилась схема поставщиков за последний год? Можно ли говорить об уменьшении числа посредников на рынке и увеличении объема прямых продаж производитель-потребитель?
С рынка ушло много посредников, сейчас много прямых продаж от производителя. Но некоторые застройщики нашли новый способ нажиться и покупают стройматериалы сами у себя. Они открывают маленькие фирмы на своих людей и через них якобы перепродают материалы. Так действуют почти все бетонные заводы, потому что им удобно оперировать крупными партиями закупок.
Каков Ваш прогноз относительно динамики цен на стройматериалы?
Для того, чтобы производители стройматериалов вышли из кризиса и стагнации, необходимо года два. В это время спрос будет регулировать цены. Я думаю, что стройматериалы не будут дорожать, потому что для этого нет причин и экономических предпосылок.
Яна ДОВГАНЬ
http://biz.liga.net/