Украинские ферросплавщики теряют рынки сбыта даже у себя дома

BAU.ua 8 декабря 2009 г., 17:18

Ферросплавная отрасль украинского ГМК сегодня сконцентрирована в руках одних хозяев. Это – владельцы группы `Приват`, которая производит свыше 90% отечественных ферросплавов. Фамилии их хорошо известны в стране и за ее пределами – бизнесмены Коломойский и Боголюбов. В их активе три крупнейших ферросплавных завода в Запорожье, Никополе и Стаханове, а также ГОКи по добыче и переработке марганцевых руд. Фактически они снабжали практически всю украинскую металлургию ферросплавной продукцией, плюс еще импортировали и в другие страны. Но в ноябре прошлого года первыми после начала кризиса остановили производства из-за отсутствия рынка сбыта. Продукцией были забиты склады, а на Запорожском заводе ферросплавов готовый продукт размещали непосредственно на территории, так как хранить больше было негде. Вскоре между правительством и предприятиями был подписан меморандум о замораживании тарифов на перевозки и электроэнергию, так что побочные факторы уже не влияли на ферросплавщиков, да и остальных металлургов. Вот только дела ферросплавных заводов от этого кардинально лучше не стали.



Конфликт смежников



В последние месяцы украинские металлурги стали почему-то игнорировать отечественных производителей ферросплавов. А те, в свою очередь, почему-то не стали задумываться о потере рынков сбыта, в том числе и российского. Но куда важнее стала переориентация металлургов на импортное сырье. Может быть руководство `Привата` решило, что патриотические настроения и солидарность заставят украинские предприятия покупать их ферросплавы? Или, может, подняли настроение победы в Днепропетровском суде над `Арселор Миталл Кривой Рог` по поводу нарушения договорных обязательств в условиях кризиса, в результате чего Запорожский завод ферросплавов должен получить 206 млн. грн.

Тут, действительно, сложилась любопытная ситуация. Согласно договору, заключенному еще в марте 2007 года, `Арселор Миттал Кривой Рог` должен был вносить ежеквартальную предоплату за ферросплавы, закупаемые на Запорожском ферросплавном заводе. Контракт работал до сентября 2008 года, пока не разразился кризис. Вносить предоплату за четвертый квартал прошлого года меткомбинат отказался, ссылаясь на сокращение производства стали, а, соответственно, и уменьшение нужды в ферросплавах. К тому же, согласно договору, АМКР пришлось бы платить за запорожский товар по цене третьего квартала 2008 года, когда она была пиковой. На `Арселор Миттал Кривой Рог` ситуацию сочли форс-мажорной и решили, что это дает им право отказаться от дальнейшего выполнения договора с ЗФЗ.

Но `приватовские` юристы добились через суды взыскания с АМКР 206 млн. грн. неполученной предоплаты. Правда, на криворожском комбинате заявляют, что готовы довести дело хоть до Европейского суда, но платить `Привату` за воздух не будут.

Так или иначе, но уже к началу осени 2009 года украинские металлурги около 40% ферросплавной продукции закупали за рубежом, что стало неприятным сюрпризом для группы `Приват`. По данным Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА), в 2008 году объем внутреннего рынка ферросплавов исчислялся 444 тыс. т, из которых лишь 21,28 тыс. т (т. е. 4,8%) приходилось на сплавы импортного происхождения. В текущем году спрос на ферросплавы упадет ориентировочно до 312 тыс. т, зато их импорт, по прогнозам УкрФА, увеличится до 107,65 тыс. т. Получается, что более трети ферросплавного компонента украинские ГМК закупают у зарубежных производителей. В настоящее время за квартал в Украину ввозится этого товара больше, чем было импортировано за весь прошлый год. А это значимые потери для производителей, являвшихся практическими монополистами на украинском рынке.

Сначала от закупок стали отказываться в Кривом Роге. Потом подключились `Азовсталь`, `Алчевский меткомбинат`, `Запорожсталь`. Логику их понять можно. Во-первых, у иностранцев, особенно индийцев, цена была заметно ниже. Во-вторых, `Приват` за свои ферросплавы постоянно требует деньги вперед, импортеры же нередко соглашаются и на оплату постфактум. Им ведь хочется покорить новый рынок. Что они успешно и делают. Кстати, аналогичная ситуация происходила и в России, где украинские ферросплавы были вытеснены китайскими и индийскими. Причина в том же.

На пути к компромиссу

Казалось бы, простая логика требует поиска компромисса, особенно в условиях кризиса. Действительно, в начале года Минпромполитки и УкрФА пытались осуществить диалог между производителями и потребителями. Но прогресса добиться не удалось. Цены ферросплавщики снижали со скрипом, а металлурги не захотели за счет снижения своей рентабельности помогать наращивать капитал владельцам группы `Приват`.

Генеральный директор `Арселор Миттал Кривой Рог` Жан Жуэ лишь недоуменно вопрошал: `Как я объясню владельцу предприятия, что закупаю сырье на $500-800 за т дороже, чем мог бы?`. По его словам, даже с учетом морской перевозки из портов Южной Кореи в Украину и ввозной пошлины импорт ферросплавов в 2009 году выгоднее, чем закупка их же у соседей из Запорожского ферросплавного завода. Логика украинского бизнеса ему не была понятна. Для этого, наверное, надо было прожить здесь еще со времен СССР.

Почему же не хотят искать компромисс ферросплавщики? В группе `Приват` ссылаются на то, что они не могут слишком низко опускать цены, поскольку у ферросплавных предприятий неполная загрузка и дорогая электроэнергия, что негативно влияет на себестоимость продукции. Но в условиях рынка это не аргумент. Причем, по оценкам агентства `Металл-эксперт`, себестоимость производства украинских марганцевых сплавов сейчас на $100-200 за т ниже, чем в Индии, не говоря уже о Китае. Загрузка ферросплавных мощностей группы `Приват` в Украине также не самая низкая – 71% в третьем квартале 2009 года. Относительно тарифов на электроэнергию, как мы уже говорили, с конца 2008 года действует мораторий на их повышение.

При всем этом цены, например, на силикомарганец на внутреннем рынке России на протяжении всего 2009 года были долларов на 200 ниже, чем в Украине. Разница между отпускной ценой украинских ферросплавщиков и ценой индийского импорта в начале года, действительно, достигала $800 за т. Правда, к сентябрю 2009 года эти цены практически выровнялись, но обратно украинские металлурги все равно не спешат. Тут не до патриотизма. Многие из них уже заключили контракты на ввоз ферросплавов до конца года. Некоторые благодаря этому получили ценовые скидки. Так, по данным УкрФА, в сентябре зарубежный ферросилиций все еще был дешевле, чем у национального производителя. Последний выставлял на него цены в интервале $1560-1670 за т, тогда как FeSi китайского происхождения можно было купить по $1320-1420 за т, европейского – $1510-1620 за т. Цены на другие марки держались более-менее паритетно. SiMn украинский – $1650-1700, индийский – $1660-1780, европейский – $1710-1830 за т. FeMn украинский – $1770-1840, индийский – $1750-1880, европейский – $1700-1820 за т.



Начало подъема?



Как бы там ни было, но деятельность ферросплавщиков целиком и полностью зависит от работы сталеплавильных предприятий. И тут можно рассчитывать на оздоровление ситуации. Украинские предприятия горно-металлургического комплекса в ноябре вышли на самые высокие с начала кризиса суточные показатели выпуска продукции. Об этом сообщил журналистам на брифинге министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий.

В частности, министр отметил, что это касается выпуска стали, чугуна и проката. Также он заявил, что, по оперативным данным Минпромполитики, падение производственных показателей по производству основных видов продукции в сравнении с прошлым годом составляет 18-20%. `Это намного лучше, чем было в предыдущие месяцы, и сегодня мы можем прогнозировать, что этот год мы закончим с показателями, если говорить о сырье, то на уровне 90-95%, по коксу – минус 12%, по прокату – минус 17%, по стали – минус 20%. Это намного лучше, чем было несколько месяцев назад`, – сказал Владимир Новицкий.

В общем, сложившаяся ситуация во взаимоотношениях, думается, в скором времени будет разрулена. Да, кто-то понесет дополнительные убытки, но консенсус все же будет найден. Это понимают все, но каждый хочет выгадать себе какие-то поблажки. Или, по крайней мере, сохранение лица и нормализацию отношений. Ведь за первое полугодие 2009 года производство ферросплавов на Запорожском, Стахановском и Никопольском заводах составило лишь треть от показателя за аналогичный период прошлого года, и было бы хорошо, если бы к концу года эти предприятия произвели хотя бы три четверти или даже половину прошлогодних объемов. Увеличение отгрузок на экспорт не компенсировало потери на внутреннем рынке. Более того, это отозвалось и на стоимости марганцевой руды, которую в Украине контролирует та же группа `Приват`. Но и тут прогнозы обнародываются перспективные, но одно дело прогнозировать, другое заключать контракты.



Реконструкция и экология



Доказательством нормализации производства служит и процесс модернизации предприятий. Наглядный пример недавно продемонстрировал Запорожский завод ферросплавов. Здесь началось строительство новой серии газоочистных сооружений, совмещенных с системой утилизации тепла. Об этом сообщил в ходе открытия строительной площадки для будущих очистных сооружений заместитель председателя правления ЗЗФ Сергей Балашов. По его словам, стоимость строительства газоочистных сооружений на данный момент оценивается в 70 млн. грн.

`Объем выбросов снизится в 650 раз (от 650 т до 1 т в год) благодаря установке новейших рукавных фильтров взамен системы мокрой газоочистки, которая была установлена еще в середине 60-х годов`, – сказал Сергей Балашов. Строительство газоочисток планируется завершить к концу 2010 года. Подрядчиком по их проектированию выступило ООО `Консорциум Энергомашинжиниринг`. После их запуска на очистных сооружениях будет смонтирована также система утилизации тепла. Именно этот фактор послужил поводом для широкой огласки реконструкции. В результате ее проведения станет возможным обогревать горожан излишним теплом, полученным в процессе производства ферросплавов. Ранее энергия уходила на обогрев атмосферы через факела предприятия.

Следует отметить, что реконструкция производится на месте 4-го плавильного цеха, который был пущен в эксплуатацию еще в 1964-66 годах. Тогда это был наимощнейший и наисовременнейший цех в Европе, оснащенный восемью рудовосстановительными печами большой мощности. Такие совершенно новые тогда плавильные агрегаты позволяли автоматизировать и механизировать производство. Для очистки ферросплавных газов, забираемых из-под сводов закрытых печей, здесь была установлена прогрессивная на тот момент мокрая газоочистка. Однако сегодня такие установки не полностью соответствуют современным требованиям природоохранного законодательства, поэтому для устранения негативного воздействия цеха на экологию города на заводе и была разработана программа реконструкции цеха, которую планируется провести в две очереди.

Мероприятия первой очереди реконструкции планируется выполнить до 1 января 2011 года. Во вторую очередь запланировано провести реконструкцию печей с переводом в открытый режим, строительство газоочисток, оснащенных высокоэффективными рукавными фильтрами типа ФРИР специальной конструкции, остальных шести печей цеха, ликвидацию мокрых газоочисток и строительство системы утилизации тепла. Применение современного газоочистного оборудования обеспечит выполнение всех требований экологического и природоохранного законодательства Украины. О чем говорится и в областной программе выхода из экологического кризиса, за выполнением которой строго следят депутаты областного совета.

Мероприятия первой очереди реконструкции являются значимой частью и `Плана развития ЗФЗ на 2010 год`, который включает в себя рад программ, таких как реконструкция девятой и десятой печей с переводом на постоянный ток, развитие дробильно-сортировочного оборудования для 100%-ного фракционирования и учета готовой продукции, модернизация весового хозяйства в плавильных цехах, строительство транспортерной линии подачи шихтовых материалов в цехе № 1, установка преобразователей частоты вращения электродвигателей на вентиляторы четырехсекционной градирни насосной станции №1, программа переработки текущих шлаков на территории завода с утилизацией тепла, и другие мероприятия.

Общие же затраты по всем инвестиционным проектам в 2010 году составят около 125 млн. грн. В последнее время мощности ферросплавного задействованы на 60-70%, так что время для реконструкции выбрано своевременно. Главное, чтобы средств хватило. Но если начали – значит, все просчитали. Своевременно еще и потому, что никто не может исключить, что на предстоящих в конце мая местных выборах тему экологии будут эксплуатировать все, кто будет претендовать на места в местных советах. И тут экологическая тематика станет одной из ведущих, где есть с кого спрашивать.

Не забывают о модернизации и на Никопольском ферросплавном. С целью увеличения производственных мощностей по дроблению и фракционированию ферросплавов на заводе предусматривается модернизация дробильно-сортировочного комплекса (ДСК). Производительность модернизированного ДСК – 15 т/час. Для улавливания пылевыделений аспирационная система ДСК подключается к существующей пылеочистной установке.

Совместно с модернизацией ДСК предусматривается замена на пылеочистной установке существующих фильтровальных рукавов на рукава из ткани с улучшенными показателями по улавливанию пыли. Реализация проектных решений приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ на 2,112 т/год (в том числе марганца и его соединений – 0,8408 т/год) по сравнению с утвержденными нормативами, а, следовательно – к снижению их максимальных приземных концентраций на границе санитарно-защитной зоны. В общем, такие же экологические проблемы. Руководство предприятий знает, что со временем спрос за выбросы будет только ужесточаться. Тем более что за это будут ратовать все. В том числе и сами заводчане, чьи семьи проживают в непосредственной близости от источников загрязнения. Это также относится и к Стахановскому заводу, расположенному также в одном из самых загрязненных регионов страны. И не надо еще забывать, что какими бы не были высокими профессионалами юристы, эффект от их деятельности все же будут подсчитывать экономисты.

Валерий Фортунин
http://www.rusmet.ru/

Последние новости раздела