С началом мирового кризиса тревогу в Украине первыми забили представители ГМК, так как сразу же почувствовали снижение заказов и отсутствие перспективы на ближайшее будущее. Уже в октябре 2008 года Кабинету министров пришлось предпринимать конкретные шаги по спасению отрасли, дающей государственной казне наибольший приток валюты. В результате возник меморандум взаимопонимания с предприятиями горно-металлургического комплекса. Его подписание стало тем механизмом, который помог металлургам продержаться на плаву. Впрочем, до нормализации еще далеко. Сегодня из 42 устаревших мартеновских печей в украинской сталелитейной отрасли работают лишь 15, остальные почти две трети – простаивают. Из 21 конвертера функционируют 20, а из 14 электропечей в работе лишь половина. В начале декабря Кабинет министров продлил действие меморандума на первый квартал 2010 года. Напомним, что этот документ предусматривает, в частности мораторий на повышение тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки для предприятий ГМК. Со своей стороны, собственники предприятий обязались не повышать стоимость металлопродукции на внутреннем рынке, а также обеспечить сохранение численности трудовых коллективов и уровня существующих зарплат. Правда, полностью этот меморандум не выполняют ни металлурги, ни государство, но, по общему мнению, без него было бы хуже, чем с ним.
Меморандум продлен
Следует также отметить, что и на местах старались найти механизмы облегчения положения металлургов. Например, в Запорожье местная власть не стала взимать повышенную арендную плату за землю, а также часть штрафов, которые перечисляются в областной бюджет за нарушения графика выполнения программы выхода из экологического кризиса. Предприятия, в свою очередь, приложили максимум усилий, чтобы не сокращать рабочие места. Но увольнения и им без того были не очень выгодными, так как кризис не вечен, а кадры воспитывать придется заново.
За год меморандум доказал свою целесообразность. Но и недовольные тоже были. Больше всех – госпредприятие `Укрзализныця`, то есть железнодорожники. Ведь железнодорожные тарифы для металлургических предприятий и в ближайшие 12 месяцев останутся на уровне 2008 года. Поэтому транспортники и жалуются на то, что из-за действия меморандума они недополучают прибыль. По данным железной дороги, за время действия льгот, т.е. с октября 2008 года, она потеряла примерно 1,2 млрд. грн. прибыли. При этом, железнодорожники утверждают, что продление преференций для металлургов приведет к дополнительным убыткам.
Неполученная прибыль, конечно же, есть. Но действия Кабинета министров нетрудно было предугадать. Ведь сейчас наступает самое острое время в предвыборной кампании, где премьер-министр Юлия Тимошенко должна использовать все шансы для завоевания электората юго-востока страны, где находятся основные мощности ГМК.
В свою очередь, Министерство транспорта, куда входит и `Укрзализныця`, подтвердило, что Кабмин предоставил гарантии того, что железнодорожники будут получать топливо по `ценам производителей`. Правда, каков этот механизм, пока трудно сказать. Ведь топливо закупается у частных компаний. А нефтеперерабатывающие заводы ставят каждый свою цену. Трейдеры же ориентируются на уровень цен в Европе. В общем, конфликт пока не исчерпан. Ведь, по условиям меморандума, металлургические предприятия обязывались отпускать свою продукцию железнодорожникам по ценам уровня сентября 2008 года. Однако некоторые предприятия ГМК увеличили свои цены на ту продукцию, которую потребляет `Укрзализныця`, по отдельным позициям до 30%. Особые нарекания у транспортников вызывает меткомбинат `Азовсталь` Рината Ахметова, у которого железная дорога закупает рельсы. С начала года цена на них выросла на 22%.
Металлурги же обвиняли государственную компанию в монопольном положении и непрозрачных тарифах, которые, по их мнению, являются экономически необоснованными. А возможные потери государственного перевозчика для металлургов кажутся надуманными. Ведь железнодорожники показывают многомиллионную прибыль, а металлурги в это же время несут значительные потери.
Впрочем, не исключено, что первый квартал 2010 года станет последним, в которым будет действовать меморандум. Так, председатель комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская (Блок Юлии Тимошенко) считает, что кризис скоро, может, и закончится. `Мы выступали за продление льгот на I квартал 2010 года, поскольку зимний период наиболее сложный для металлургов, – говорит она. – В последующих же кварталах мы ожидаем улучшения ситуации на рынке стали и будем пересматривать вопросы моратория на тарифные ставки, поскольку железнодорожники не смогут протянуть весь 2010 год со льготными тарифами для металлургов`.
С другой стороны, если протянули 2009 год, то почему не смогут также поработать и в наступающем году? Тут, безусловно, играет свою роль предвыборная кампания. Так что говорить можно что угодно, лишь бы правильно голосовали.
Рождение закона
Но это еще не все, что предпринимает власть, дабы помочь в это трудное время металлургам. Напомним, что в конце 90-х годов, еще при правлении Леонида Кучмы для металлургов был предоставлен в виде эксперимента благоприятный режим налогообложения. Тогда это оказалось эффективной мерой, которая позволила накопить силенок для техперевооружения.
Главным итогом действия того закона стало увеличение оборотных средств предприятий, что позволило им нарастить объемы производства и экспорта металлопродукции. Улучшение финансовых результатов работы металлургов, в свою очередь, дало им возможность увеличить платежи в бюджеты всех уровней и в Пенсионный фонд, уменьшить задолженность по заработной плате. Существенно снизились объемы бартера, предприятия значительно улучшили состояние расчетов за энергоносители и сырье.
Налоговые льготы фактически действовали с четвертого квартала 1999 года до 1 января 2002 года, в денежном выражении сумма льгот оценивалась в более чем 3 млрд. грн. (при курсе доллара не выше 5 грн.). Правда, кое-кто углядел и в данной программе и дополнительную прибыль для олигархов (хотя в то время значительная часть украинской металлургической отрасли еще не была приватизирована). Но польза была весьма заметна.
В период нынешнего кризиса лоббисты предлагали вернуться к такому же варианту. Или же предложить что-то новое и полезное в вопросах помощи экспортноориентированных отраслей. Так родился проект закона `О повышении конкурентоспособности предприятий ГМК и химпрома`. Для разработки данного законопроекта Минпромполитики 10 ноября создало рабочую группу. В ее состав Наталья Королевская и другие народные депутаты, а также президент Союза химиков Украины Алексей Голубов, специалисты Минпромполитики, Минэкономики, представители отраслевых профсоюзов, ведущих отечественных металлургических и химических предприятий. В общем, вполне квалифицированный народ.
Проект не только законодательно закрепляет действующие для метпредприятий преференции, но и расширяет их за счет дополнительных льгот – начиная от возврата налоговых векселей и заканчивая госгарантиями по кредитам. А это уже серьезно и, что самое главное, должно быть надолго. Если, конечно, закон будет принят. Ведь в нем представляются государственные гарантии по `модернизационным кредитам` для металлургии, беспошлинный ввоз оборудования, ускорение возмещения НДС, разрешение использовать налоговые векселя, мораторий на повышение тарифов естественных монополий – т.е. на тот же газ и железнодорожные перевозки. На сайте UGMK info разъясняется, что этот документ предусматривает предоставление в течение пяти лет (2010-2014 гг.) государственных гарантий на привлечение метпредприятиями кредитных ресурсов для модернизации оборудования и внедрения современных технологий. Условием при этом является принятие им соответствующих обязательств с перечнем технологических, энергетических и экологических требований.
Для предприятий ГМК, на программы (проекты) которых распространяется действие этого закона, нормативы гранично-допустимых загрязняющих выбросов устанавливаются на уровне, не ниже установленных в Европейском Союзе. То есть, решается еще и экологическая проблема, что важно для жителей городов, где дымят металлургические гиганты. Да и не гиганты тоже.
В то же время, для проводящих модернизацию производства предприятий ГМК вводятся льготы по обязательным экологическим платежам. В частности, максимальная планка по отчислениям за выбросы загрязняющих веществ устанавливается на уровне не выше 0,15% валовых расходов.
Кроме того, предприятия, на которых распространяется действие данного закона, смогут использовать 70% средств от сбора за загрязнение окружающей среды для реализации собственных природоохранных мероприятий. Остальные 30% средств распределяются между местными, областными и Государственным фондами охраны окружающей среды. Об этом давно велись споры между регионами и центральной властью, которая желала сама решать, кому и что выделять. В результате на местах не горели желанием выявлять нарушения на предприятиях-загрязнителях, так как штрафы эти уходили в Киев, где и исчезали. А местное население продолжало вдыхать ароматы чьей-то прибыли без всякой компенсации.
Теперь же в проекте предусмотрено, что за нецелевое использование предприятиями указанных средств к ним применяются штрафные санкции. Одновременно предполагается ввести обязательный экологический аудит проведения модернизации предприятий ГМК. Также их предлагается освободить на 2 года (с 2010 по 2011 гг.) от уплаты сбора за перерасход топливно-энергетических ресурсов (до 200% стоимости перерасходованных ресурсов).
Предлагается также освободить металлургические предприятия от уплаты НДС и таможенного сбора за ввоз оборудования и материалов природоохранного назначения, которые обеспечивают снижение выбросов загрязняющих веществ, утилизацию и уничтожение накопленных отходов, уменьшают использование природных ресурсов за счет дополнительной переработки отходов производства.
Предприятия ГМК также получат право при ввозе при ввозе или пересылке товаров на таможенную территорию Украины предоставлять органам таможенного контроля налоговый вексель на сумму налогового обязательства. В 2008 году такая практика была запрещена. Возобновление вексельных схем должно снизить остроту проблемы задолженности по компенсации НДС экспортерам: фактически, предприятия смогут обменять свои векселя по оплате импорта на долги по бюджетному возмещению НДС.
Проект также предполагает разрешить предприятиям получить отсрочку инвестиционных обязательств на два года, если конечный срок выполнения указанных обязательств по соответствующим договорам установлен с 1 октября 2008 по 1 января 2012 года. Такая коррекция инвестобязательств для инвесторов предприятий уже происходит. Например, Фонд госимущества Украины разрешил внести изменения в договорах купли-продажи, регулирующие сроки и объемы осуществления инвестиций для Arcelor Mittal Кривой Рог, `Смарт групп` и `Русала`. Закон лишь формализует право ФГИ заключать такие соглашения с инвесторами, естественно, при согласовании с правительством.
Плюсы и минусы
Украина уже вступила в ВТО. Пусть на не очень благоприятных условиях. Но уж очень хотелось приобщиться к благам европейской цивилизации. Теперь пришла пора выполнять и ее требования. Поэтому каждый проект закона рассматривается под углом соблюдения правил ВТО.
В частности, по действующему в рамках ВТО соглашению `О субсидиях и компенсационных мерах` предоставление отдельным предприятиям или отраслям налоговых кредитов может рассматриваться как незаконное субсидирование. В этом случае против отечественных предприятий могут быть введены компенсационные пошлины.
С учетом имеющегося негативного опыта, украинские металлурги не заинтересованы в получении прямых, открытых преференций, которые впоследствии могут привести к введению санкций. Правила ВТО допускают введение определенных мер господдержки отдельных отраслей в отдельных случаях, однако у стран – членов организации при этом остается право вводить санкции против субсидируемого экспорта на национальном рынке.
Конечно, проект еще будут изучать специалисты. Очевидно, против него выступят представители Минфина, естественных монополий и налоговых органов. Да и на местах возникнет много вопросов, связанных с внедрением закона в действие. Так что обсуждение обещает быть долгим и сложным. Но и меморандум ведь продлен на целый квартал. Так что, время для обсуждения имеется, как и смысл не очень-то спешить в период предвыборной борьбы. Лучше обдумать и согласовать все в спокойной обстановке. А в случае чего, меморандум можно будет продлить еще на один квартал. Завершение кризиса происходит пока только в головах чиновников, задействованных в предвыборных мероприятиях. Наверное, они и сами уже начинают верить в свои пиар-предложения. Реальная жизнь выглядит же иначе. Да и у государства уже столько накопилось долгов, что пора смотреть на реалии не через розовые очки.
Год прожили, так что опыт выживания уже имеется.
Валерий Фортунин
http://www.rusmet.ru/
Правительство и металлурги Украины уже год сотрудничают в рамках антикризисного меморандума
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567
23 сент. 2024 г.
12 сент. 2024 г.
3 июл. 2024 г.
30 янв. 2024 г.
13 сент. 2023 г.
6 сент. 2023 г.