Несколько дней тому назад информационные агентства процитировали бразильского министра энергетики и шахт Эдисона Лобао, заявившего о возможном введении налога на экспорт железной руды с целью сокращения поставок этого сырья и более широкого его использования для производства стали внутри страны.
У бразильского правительства явно складываются какие-то непростые отношения с горнодобывающим гигантом Vale, крупнейшим производителем железорудного сырья в мире и крупнейшей компанией Бразилии. В последний год власти, перемежая `кнуты` и `пряники`, стремятся заставить Vale увеличить инвестиции в экономику страны, причем, не в сырьевые отрасли, а в выпуск продукции с большей добавленной стоимостью, в частности, стали и минеральных удобрений. В октябре прошлого года генеральный директор Vale Роджер Аньелли пообещал от имени компании инвестировать до 2014 года более $17 млрд. в металлургические проекты. Да и вообще, если посчитать уже анонсированное строительство сталелитейных комбинатов в стране (с участием Vale или нет), то к 2015 году национальные производственные мощности должны возрасти почти вдвое и превысить 70 млн. т в год.
Впрочем, одновременно Vale планирует только в этом году вложить $12,9 млрд. в расширение своих железорудных мощностей, имея целью довести годовой объем производства до 450 млн. т к 2014 году (для сравнения, в 2009 году Vale поставила на экспорт около 280 млн. т руды). Так что, стремление бразильских властей к уменьшению сырьевой направленности национальной экономики с помощью налоговых инструментов вполне понятно.
В настоящее время экспорт железной руды облагается пошлинами в Индии – третьем по величине экспортере данного сырья в мире. При этом, за ужесточение контроля постоянно выступает местное `стальное лобби`, выступающее за ограничение экспорта руды под тем предлогом, что, мол, если так вывозить сырье (примерно, 90-100 млн. т в год), то скоро и самим не достанется. Однако от этого страдают, главным образом, китайцы, приобретающие большую часть индийской руды на спотовом рынке. Если же пошлины введет Бразилия, поставляющая свое высококачественное сырье как в Европу, так и в Восточную Азию, резонанс пойдет, как говорится, по всему миру.
Но и без бразильских виртуальных пошлин мировой рынок железной руды разогрет и находится на подъеме. На прошлой неделе австралийские компании Rio Tinto и BHP Billiton на переговорах с японскими и корейскими металлургами потребовали 40%-ного повышения цен по годовым контрактам с 1 апреля. В настоящее время стоимость 62%-ной австралийской руды Yandi, которая считается базовая, составляет около $61,5 за т FOB.
До последнего времени большинство экспертов склонялись к тому, что рост цен на железную руду в 2010/2011 финансовом году будет на уровне около 30%. По некоторым данным, на подорожание в пределах 20-30% была согласна даже китайская компания Baosteel. Однако, буквально, в последние несколько дней тональность прогнозов изменилась. Американская инвестиционная компания Goldman Sachs JBWere склоняется уже в пользу подъема на 35-40%, а швейцарский банк Credit Suisse предсказал даже 50%-ный рост. Очень агрессивно настроена, при этом, австралийская компания BHP Billiton, заявившая, что спрос на руду в этом году будет еще выше, чем предполагалось вследствие прогнозируемого увеличения объема выплавки стали в Китае на 10%.
Очевидно, поставщики руды будут действовать в этом году предельно неуступчиво. Отказавшись от заключения контрактов с китайскими потребителями в прошлом году, они только выиграли. Та же BHP Billiton в первой половине 2009/2010 финансового года продала по менее высоким контрактным ценам только 56% руды, остальное пошло на спотовый рынок, где цены сейчас превышают $120 за т CIF Китай, или было продано по квартальным или индексным контрактам, опять-таки привязанным к спотовому рынку. Похоже, покупателям будет предложено принять условия поставщиков или идти лесом… т.е. на спотовый рынок. Китайцы прочно посадили себя на железорудную иглу, покрыв в прошлом году 72% потребностей в данном сырье за счет импорта. Как показал прошлый год, статус крупнейшего покупателя (более 60% трансокеанских поставок сырья в 2009 году были направлены в Китай) на сегодняшнем железорудном рынке мало что дает.
Россия и Украина находятся вне мировой системы трансокеанской торговли железорудным сырьем, но и участники рынка СНГ в той или иной степени руководствуются изменениями контрактных годовых цен на бразильскую и австралийскую руду. Вертикально интегрированные российские и украинские группы (особенно, имеющие избыток мощностей по руде) только выиграют от намечающегося подорожания. Их стальная продукция станет более конкурентоспособной на мировом рынке. В то же время, украинские компании `Запорожсталь` и ММК им.Ильича, не имеющие собственных железорудных месторождений, окажутся под еще более сильным давлением, что может привести даже к смене их собственников. Не ясна ситуация с группой `Индустриальный союз Донбасса`. Группа `Евраз`, под чей контроль она, предположительно, перешла, пока не располагает достаточными сырьевыми ресурсами, чтобы обеспечить рудой предприятия ИСД.
В любом случае, задача дальнейшего повышения цен на стальную продукцию становится еще более актуальной для металлургических компаний по всему миру. Затраты на сырье возрастут, надо подтягивать вверх и котировки на прокат.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/