Март часто становится очень `горячим` месяцем на рынке металлолома. Резервы сократились за зиму до предела, погода еще недостаточно улучшилась, чтобы сборы существенно возросли (в текущем году это более чем актуально), а металлургические заводы как раз расширяют производство в расчете на весенний подъем деловой активности и готовы дорого платить за сырье.
На первый взгляд, текущая рыночная ситуация на мировом рынке металлолома обладает всеми этими признаками. Этот материал сейчас в дефиците, а увеличение спроса со стороны американских, восточноазиатских и турецких металлургов одновременно катапультировала цены до самого высокого уровня почти за полтора года. В Восточной Азии котировки на западный лом HMS № 1 поднялись в начале марта к отметке $400 за т CFR, а турецким покупателям приходится приобретать аналогичный материал по $380 за т CFR и дороже.
Благодаря увеличению стоимости металлолома оживился рынок заготовок. Внутренние цены на полуфабрикаты в Турции превысили $500 за т EXW без НДС, а российские и украинские трейдеры взвинтили свои цены до $490-500 за т FOB. Аналогично, и производителям арматуры пришлось двигать вверх свои котировки. Стоимость этой продукции на турецком рынке возросла до $540-550 за т EXW.
Однако нынешнему подъему цен на металлолом-заготовки-арматуру на Ближнем Востоке недостает одной существенной составляющей. В регионе пока не наблюдается весенней активизации спроса на конструкционную сталь. В принципе, в ряде стран потребление длинномерного проката находится на высоком уровне. Кризис, в частности, практически не коснулся строительной отрасли стран Северной Африки. Особенно высокие темпы роста в этой сфере наблюдается в Египте, где правительство в рамках программы стимулирования экономики финансирует многочисленные инфраструктурные проекты, а банки охотно предоставляют кредиты на жилищное строительство. Благодаря своим размерам и большой (по региональным меркам) численности населения солидный спрос на арматуру демонстрирует Саудовская Аравия. Широкомасштабные восстановительные работы ведутся в Ираке.
В этих странах потребление конструкционной стали, пожалуй, превышает докризисный уровень либо близко к нему. Но проблема в том, что в масштабах региона этот рост не компенсирует падения в строительном комплексе ОАЭ. Инвестиционный пузырь, в течение многих лет надувавшийся в Дубае, Абу-Даби и других эмиратах, лопнул, и в обозримом будущем рассчитывать на восстановление прежнего спроса не приходится. Ближний Восток сохраняет статус крупного нетто-импортера стали, в частности, арматуры, вот только масштаб этого `нетто-импорта` существенно ниже, чем в докризисные времена. В результате в регионе сейчас, можно сказать, наблюдается избыток предложения.
Поэтому большинство потребителей осторожно отнеслись к турецкой инициативе по повышению цен. В конце концов, и ранее неоднократно бывало, что цены на турецкую арматуру подскакивали вверх под действием подорожания металлолома, а затем возвращались обратно. В последний раз это, кстати, произошло в феврале текущего года. В конце концов, лом через пару недель, очевидно, снова пойдет вниз хотя бы в силу чисто сезонных факторов. Кроме того, в большинстве стран Ближнего Востока внутренние цены на арматуру в последний месяц увеличились лишь незначительно.
Тем не менее, у производителей арматуры есть некоторые шансы на то, что новое повышение все-таки состоится. Прежде всего, отступать металлургам, как говорится, некуда. Металлолом и заготовки подорожали в гораздо большей степени, чем арматура. Можно предположить, что котировки на экспорт последней уже в ближайшее время превысит $550 за т FOB. Таким образом, металлурги получат больше пространства для отступления.
В пользу производителей сыграет в ближайшее время и сезонный фактор. Каким бы слабым он ни был, но спрос на конструкционную сталь определенно растет по всему региону Средиземноморье – Персидский залив. При этом, многие трейдеры за зиму сократили свои запасы и теперь будут вынуждены приступить к их пополнению.
Наконец, оживает и дальневосточный рынок длинномерного проката, причем, цены на металлолом, заготовки и арматуру в этом регионе выше, чем на Ближнем Востоке. Разница составляет от около $30 за т для лома до более $70 за т для арматуры, что делает этот рынок привлекательным для поставщиков из Турции и СНГ. Вьетнам, в частности, является крупным покупателем российских заготовок, а Сингапур и Таиланд в январе-феврале входили в первую десятку импортеров турецкой стали. Кроме того, турецкие компании понемногу наращивают поставки арматуры и катанки в США.
Конечно, нынешний подъем на ближневосточном рынке длинномерного проката будет непродолжительным и нестабильным, поскольку не подкреплен реальным увеличением спроса на готовую продукцию. Однако когда придет время для нового спада, цены отступят уже не так далеко, как во второй половине февраля.
http://www.rusmet.ru/