Приготовились к построению

Приготовились к построению

Начало года у строительного ритейла не задалось. Морозы сократили объем продаж в январе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (когда уже вовсю бушевал кризис) в среднем на десять процентов в натуральном выражении. По словам совладельца сети гипермаркетов по продаже строительных материалов `Новая линия` Олега Шандара, в первом месяце года сеть недополучила около восьми процентов запланированной прибыли. По наблюдениям совладельца компании `Агромат` (производство и продажа стройматериалов, элементов декора) Владимира Ревы, более всего пострадала продукция ценовых сегментов `средний` и `средний плюс`, в то время как элитный товар почти не уступил своих позиций. `У кого были деньги, у того они и остались`, - отметил Рева.

По его наблюдениям, продажи у строительного ритейла по сравнению с докризисными показателями просели на 30-35% в натуральном выражении и на 10-15% в гривнях. Для сравнения: в США по итогам 2009 года объем продаж сократился лишь на 11,9% в натуральном выражении. Правда, все эти показатели касаются сегмента формата DIY (do it yourself - `сделай своими руками`) и смешанных форматов DIY-BIY-professional (buy it yourself - `купи сам`), которые ориентированы на индивидуальных покупателей и мелких оптовиков, в основном на небольшие строительно-ремонтные компании и бригады, которые приобретают строительные материалы для ремонта и отделки квартир. В сегменте строительных супермаркетов формата professional, ориентированного на профессиональных игроков рынка, приобретающих товар в первую очередь для возведения и реконструкции зданий, из-за сокращения объемов строительства спрос на некоторые товарные позиции, например, кирпич и цемент упал почти до нуля.

Дело своих рук

В погоне за ускользающим спросом игроки рынка строительного ритейла начали разрабатывать антикризисные меры. В ход пошли традиционные акции и скидки. Так, в сети магазинов компании `Агромат` можно купить элементы освещения со скидкой даже 50%. В сети `Анжио` 50-килограммовый мешок цемента М-400 обойдется на 12% дешевле, чем два мешка по 25 кг. В Profitek при покупке ламината каждый десятый метр дарят. В основном акции коснулись самых `провальных` групп товаров. На остальную продукцию, которая на закупке дорожала наряду с повышением курса доллара, игроки старались цены не слишком увеличивать, `подвигаясь` в марже. По словам Шандара, он был вынужден снизить наценку на товары в сети `Новая линия` на 7-10 процентных пунктов, до 18%. Компания `БудМакс` решила предложить своим покупателям отсрочку платежа после отгрузки товара (срок зависит от индивидуальных договоренностей).

Работа с поставщиками тоже претерпела изменения. Из-за недостатка оборотных средств (сети оплачивают продукцию через 30-60 дней после поставки или по факту продажи) около 30% поставщиков обанкротились, остальные стали менее сговорчивыми в предоставлении отсрочек. Участились случаи просроченных платежей со стороны сетей. `Основной объем реализации у нас идет через систему дистрибуции. И около 30-35 процентов - просроченные платежи. В среднем задержка платежа составляет 5-20 дней от согласованных сроков оплат`, - рассказывает генеральный директор компании по производству стройматериалов `Хенкель Баутехник (Украина)` Владимир Соха. Ему вторит руководитель отдела маркетинга компании по производству светотехнической продукции `MAXUS Украина` Татьяна Носова: `Иногда, когда грозишь судом в случае непогашения задолженности, сети начинают хитрить. Например, говорят, что на договоре о сотрудничестве стоит не их подпись`.

Чтобы обезопасить себя, поставщики стали разрабатывать системы бонусов для аккуратно платящих сетей и ужесточать штрафы для непунктуальных. Это привело к частичной переориентации торговцев на сотрудничество с более сговорчивыми мелкими поставщиками, которые раньше не могли пробиться на полки строительных супермаркетов. Из-за этого, а также из-за колебания курса доллара доля товаров украинских производителей в ассортименте увеличилась на 8-15% в зависимости от региона. Следует отметить, что для давних и стратегически важных партнеров поставщики готовы реструктуризировать долг и предоставить отсрочку до полугода.

Активизацию спроса крупные сети хотят подстегнуть и выходом в онлайн, потеснив небольшие предприятия, которые являются основными игроками во Всемирной паутине. Так, компания `Агромат` уже открыла свой интернет-магазин, а у `Новой линии` проект находится на завершающей стадии. По оценкам игроков, около 30% украинцев используют Интернет при выборе и покупке стройматериалов.

Предпринятые меры дали свои результаты. Как только морозы пошли на убыль, число посетителей сразу же выросло. `За две недели марта наши продажи увеличились на четверть`, - радуется Шандар.

На низком старте

Действия игроков строительного ритейла напоминают разминку боксеров перед боем. Сети изыскивают средства для открытия всё новых и новых торговых точек. Например, в декабре прошлого года лидер рынка компания `Эпицентр К` открыла самый большой в Украине строительный гипермаркет площадью более 55 тыс. кв. метров, увеличив тем самым количество магазинов до 23. Ее основной конкурент `Новая линия` в феврале открыла пятнадцатый гипермаркет сети - в Севастополе. Компания `Олди` намерена в ближайшем времени запустить в Днепропетровске самый большой магазин сети площадью до 14 тыс. кв. метров.

Не отстают и международные операторы. В начале марта компания Praktiker открыла свою четвертую в стране и первую в Киеве торговую точку площадью 9,5 тыс. кв. метров. Правда, в ноябре прошлого года, по данным немецкого издания Wirtschaftswoche, председатель правления Praktiker Вольфганг Вернер сообщил о возможном уходе из Украины. `Девальвация национальных валют и снижение потребления внесли `красные цифры` в показатели некоторых филиалов компании в Венгрии, Болгарии и Румынии. Уже снято табу и на обсуждение закрытия трех магазинов в Украине`, - заявил он. Позже украинское представительство фирмы скорректировало это заявление, уточнив, что компания пока приостановила развитие и до конца нынешнего года не будет запускать новые точки. Ранее Praktiker планировала открыть в нашей стране не менее 35 магазинов, инвестировав в каждый около 11 млн евро.

В этом году на рынок выйдет еще одна международная компания - французская сеть строительных гипермаркетов Leroy Merlin, входящая в Groupe ADEO. Она уже начала строительство магазина на ул. Полярной в Киеве. `Раньше выход международных операторов сдерживали высокие арендные ставки и непомерно высокая стоимость земельных участков. Сейчас влияние этих факторов минимизировалось. Интернациональные игроки могут заключить долгосрочные контракты на 15-20 лет на очень выгодных условиях`, - говорит директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании Colliers International (Украина) Наталья Кравец.

Открывая новые магазины, игроки рынка готовятся к будущему ужесточению конкуренции, которое должно было наступить еще в прошлом году. Но кризис дал им больше времени на подготовку к сложным временам. Впрочем, первые жертвы, сошедшие с дистанции, уже есть: новый днепропетровский магазин `Олди` будет находиться на месте `Каравана строительного`.

Ждут подъема

То, что дно уже пройдено, сомнений не вызывает. Вопрос в том, когда произойдет восстановление рынка. Игроки надеются, что существенное оживление наступит уже осенью этого года. Но есть и другие мнения. `Кризис еще не закончился, и многие по-прежнему не готовы к ремонту: ни финансово, ни морально. Конечно, будут устраняться неполадки, вызванные сильными морозами, но большого ажиотажа ожидать не следует`, - прогнозирует Олег Шандар. А Владимир Рева говорит, что всё зависит от тех действий, которые правительство предпримет для восстановления строительной отрасли. `Активизация процессов, влияющих на развитие рынка (строительных и ремонтных услуг. - `Эксперт`) произойдет в конце 2010 года. Строительный ритейл отреагирует на это только во второй половине 2011-го. До этого времени на рынке будет затишье`, - считает директор по развитию украинского представительства сети Leroy Merlin Алексей Ревин.

Эксперты сошлись во мнении, что при пессимистическом развитии оборот рынка строительного ритейла останется на прошлогоднем уровне, то есть составит 12-13 млрд гривен, а при оптимистическом - вырастет приблизительно на десять процентов.

Дарья КУТЕЦКАЯ
http://www.expert.ua/
Идентификатор: 7242