Повышение цен на стальную продукцию, предпринимаемое в ответ на подорожание сырья, оставалось основным содержанием политики мировых металлургических компаний (по крайней мере, в секторе плоского проката) в течение всего апреля. Но если в предыдущие месяцы потребители, в целом, не подвергали особым сомнениям обоснованность таких действий, то в апреле новые прибавки стали даваться поставщикам все труднее, а во второй половине месяца и вовсе сошли на нет. Слабый спрос на прокат и стремление покупателей обходиться минимальными запасами остановили рост цен на стальную продукцию, а в мае могут повернуть его вспять.
На хлипком фундаменте
Новые правила установления цен на железную руду, навязанные металлургам ведущими железорудными корпорациями, загнали производителей стали в ловушку. Стоимость сырья для восточноазиатских и европейских заводов попала в зависимость от китайского импорта руды, в первом квартале текущего года побившего все рекорды. В результате в начале апреля производителям стали пришлось согласиться на увеличение контрактных железорудных цен на 85-100% по сравнению с уровнем 2009/2010 годов (на базе FOB), а затем признать, что в июле рынок, скорее всего, ждет новое повышение.
Чтобы компенсировать этот рост затрат, металлургам пришлось продолжить подъем котировок на свою продукцию. По расчетам специалистов ряда европейских и азиатских компаний, в начале третьего квартала стоимость горячекатаных рулонов необходимо довести до, как минимум, $850 за т FOB. Поскольку майские и июньские контракты к началу апреля уже активно заключались по ценам, близким к $720-780 за т CFR при поставках в страны ЕС, Ближнего Востока и Восточной Азии, металлургам пришлось объявлять о грядущих новых повышениях.
Но здесь как раз и проявилась основная слабость нынешнего рынка плоского проката: недостаточный спрос, повсеместно оказавшийся ниже объемов предложения. В Китае, добившемся в первом квартале 2010 года почти 12%-ного роста ВВП, роковую роль сыграли заявления правительственных кругов о необходимости `охлаждения` перегретой экономики, особенно, рынка недвижимости, на котором фактически повторился ажиотаж двухлетней давности. С момента начала кризиса осенью 2008 года состояние китайской металлургической отрасли, можно сказать, всецело зависит от объема инвестиций (прежде всего, государственных) в развитие внутреннего потребительского рынка, так что даже намека на оскудение этого финансового потока хватило для стабилизации и даже некоторого сокращения внутренних котировок.
Правда, дальневосточный рынок стали – это не только Китай. В начале текущего года пошел ввысь спрос на стальную продукцию в Корее, Японии, Индии, странах АСЕАН. До конца апреля это обеспечивало стабильное расширение продаж. Все ведущие экспортеры стальной продукции в страны региона по итогам марта сообщили о значительном расширении поставок. Однако в итоге это, похоже, привело к тому, что к концу апреля рынок оказался `перепроданным`. Потребители имеют достаточные запасы и приостановили закупки, надеясь на понижение цен. Такое поведение вполне обоснованно: после Майских праздников поступают сообщения о резком уменьшении котировок на китайский плоский прокат.
В США, странах Европы и Ближнего Востока, где реальный спрос на стальную продукцию менее активный, чем в Восточной Азии, переполнение рынков во второй половине апреля оказалось еще более очевидным. Главной проблемой оказалось то, что в начале текущего года увеличение видимого спроса было достаточно скромным. Из-за продолжающегося кредитного кризиса покупателям трудно получить финансирование под расширение резервов стальной продукции, да и ситуация в большинстве потребляющих отраслей улучшилась не так уж и сильно по сравнению с прошлым годом. Американские и европейские специалисты в апреле постоянно сообщали, что складские запасы проката практически не возросли по сравнению с прошлогодними минимальными уровнями.
Пока у потребителей нет уверенности в скором восстановлении экономики, соответственно, нет и желания (да и возможности) вкладывать дефицитные финансовые средства в резервы. Недавние события в Европе, где странам Евросоюза пришлось пойти на беспрецедентные меры поддержки греческой экономики, только усилили неблагоприятные ожидания. Многие участники рынка сегодня считают, что цены на стальную продукцию неоправданно велики и скоро должны упасть. На Ближнем Востоке это падение уже происходит, в США и Европе сохраняется стабильность, которая, впрочем, в мае может тоже смениться понижением.
Пожалуй, приходится признать, что к началу третьего квартала производителям плоского проката не удастся поднять цены на свою продукцию до такой степени, чтобы компенсировать ожидаемый рост затрат на сырье. Более того, велика вероятность, что после пика, достигнутого в середине апреля, цены на стальную продукцию немного опустятся вследствие недостаточного спроса. При этом, реальная активизация потребителей, скорее всего, откладывается, как минимум, до осени.
Единственное, что здесь может обрадовать металлургов (точнее, подсластить им пилюлю), так это прекращение подъема на спотовом рынке железной руды. Достигнув в начале второй половины апреля максимального значения на уровне $190 за т CIF Китай и более, котировки все-таки пошли на понижение. Вероятно, они будут опускаться и в мае. Правда, контрактные цены на руду в третьем квартале все равно будут выше, чем во втором, но, по крайней мере, можно надеяться на их дальнейшее ослабление в будущем.
Нарушение баланса
В апреле прекратился полуторамесячный подъем цен на ближневосточном рынке длинномерного проката. При этом, практически в точности, только в более широких масштабах, повторилась прошлогодняя ситуация. Весеннее оживление спроса на конструкционную сталь при ограниченных объемах производства спровоцировало острый дефицит и скачок цен, достигший 40-50% по сравнению с `начальным` уровнем февраля текущего года. Однако к началу апреля продавцам удалось привести объем поставок в соответствие с уровнем потребления, а затем и превысить его. В итоге рынок оказался затоваренным, а цены покатились вниз. За последний месяц турецкая арматура подешевела примерно на $100 за т. В начале мая она предлагалась по $590-620 за т FOB при довольно равнодушной реакции со стороны потребителей.
По данным ряда трейдеров, поставки длинномерного проката в ближневосточные страны `расписаны` до июня включительно, затем наступает летняя жара, когда активность в строительной отрасли уменьшается в силу `естественных` сезонных причин, а 11 августа начинается Рамадан. Поэтому новое увеличение спроса на конструкционную сталь в ближневосточном регионе может состояться лишь в сентябре.
Впрочем, судя по прошлогоднему опыту, рынок, дойдя до определенной точки падения, должен снова оживиться. Общая тенденция на нем с начала 2009 года направлена однозначно вверх, да и ситуация в ближневосточной строительной отрасли улучшается прямо на глазах. В этом году и близко не подойдет к докризисным объемам потребления длинномерного проката рынок ОАЭ, но в масштабах региона это будет с лихвой компенсировано за счет роста в таких странах как Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Египет. Конечно, расширяться там будет не только импорт, но и внутреннее производство, но покупательская активность, судя по всему, будет достаточно значительной, чтобы не допускать глубоких и продолжительных спадов. Очевидно, уже в мае понижение цен на арматуру в странах Ближнего Востока должно прекратиться и снова смениться ростом.
Подъем на ближневосточном рынке длинномерного проката до определенного момента поддерживал увеличение котировок на аналогичную продукцию в странах Евросоюза, но во второй половине апреля и там цены предсказуемо пошли под уклон. Строительная отрасль в большинстве европейских стран находится в глубокой депрессии, а отвлечение огромных финансовых ресурсов на помощь Греции (и не исключено, что и другим странам ЕС) никак не способствует расширению притока инвестиций в отрасль.
В США внутренние цены на длинномерный прокат в апреле проявляли исключительную стабильность. Они не прореагировали ни на увеличение стоимости металлолома в первой половине месяца, ни (пока) на его понижение. Как отмечают американские специалисты, положение в жилищном строительстве стабильно (хотя и медленно) улучшается, прекратился спад в сфере промышленного строительства, но вот капиталовложения в объекты инфраструктуры остаются незначительными. Как и в Европе, реальный прогресс в строительном комплексе США ожидается не ранее 2011 года.
Только в Восточной Азии спрос на длинномерный прокат достаточно высок, чтобы обеспечить относительно высокий уровень цен. В апреле корейские и тайванские компании предлагали арматуру более чем по $700 за т CFR. Однако к концу месяца и в этом регионе наблюдалось некоторое превышение предложения над спросом, кроме того, негативное влияние на стальную продукцию оказал спад на региональном рынке металлолома.
Цены на лом на мировом рынке также достигли в начале апреля своего пика, за которым началось понижение. Спрос на это сырье синхронно упал в Турции, США, Европе, странах Восточной Азии, а китайские компании в течение всего месяца практически не закупали металлолом за рубежом из-за его дороговизны. К началу мая цены на лом в Турции опустились до около $400 за т CFR (а некоторые трейдеры были готовы поставлять материал по $380 за т CFR и менее), а в Восточной Азии подошли вплотную к этой отметке.
Но, судя по всему, спад на рынке металлолома не будет продолжительным. Поставки этого материала не назовешь избыточными, а спрос на него стабильно увеличивается благодаря как расширению объемов выплавки стали, так и более интенсивному потреблению лома в некоторых странах как альтернативы подорожавшей железной руде. По-видимому, в мае цены на металлолом, как и на длинномерный прокат, прекратят свое падение.
В целом нынешнее положение металлургических компаний весьма далеко от благоприятного. Рост выплавки стали, составивший в первом квартале 25-60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, не сопровождался адекватным расширением спроса. Потребление, безусловно, увеличилось, но не в такой степени, чтобы обеспечить сбыт для всей произведенной продукции. Цены на стальную продукцию, безусловно, возросли, но, вероятно, не в достаточной степени, чтобы полностью компенсировать дополнительные затраты в третьем квартале, при этом, достижение запланированного уровня котировок выглядит сегодня проблематичным. Возможно, в ближайшие месяцы металлургам придется снова ограничивать объемы производства, чтобы привести его с реальным спросом.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/