Китайские закупки спровоцировали мировой дефицит коксующегося угля, а авария на шахте `Распадская` усугубила ситуацию для некоторых российских, и, особенно, украинских металлургов.
Хронический дефицит коксующегося угля в Украине восполняется за счет импорта, главным образом, из России. В прошлом году украинские производители были вынуждены закупить за рубежом около 6,5 млн. т, и столько же им придется импортировать в текущем. Однако в последние месяцы российские поставки, которые составляют 69-77% от общего объема импорта, пошли на убыль. При этом, ощутимо снизилось и качество угля из РФ.
И дело не только в том, что российские компании увеличили объемы выплавки стали, и, соответственно, возросло потребление угля внутри страны. Основная причина – повышение спроса и цен на китайском рынке. Именно туда крупнейшие российские добывающие компании переадресовали свой экспорт за счет сокращения поставок в Украину и на внутренний рынок. Так поступили, в частности, `Мечел` и `Распадская`, которая увеличила свой экспорт на азиатские рынки от 6% в 2008 году до 17% в 2009-м. Поэтому и до двойного взрыва на `Распадской` поставки в Украину формировались, в основном, по остаточному принципу, авария же резко усугубила ситуацию: на шахту приходилось от 11% до 14% общероссийской добычи.
Главное – дефицит затянется надолго. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев сообщил, что самый оптимистичный прогноз в отношении сроков ремонта – ввод в эксплуатацию первой очереди через четыре месяца, а полностью `Распадская` будет восстановлена не ранее чем через год, а возможно, и не через один. А гендиректор и совладелец угледобывающей компании `Распадская` Геннадий Козовой заявил `Ведомостям`, что `на восстановление шахты уйдут годы`.
Важно, что в результате аварии на рынке возник дефицит углей редких марок – жирных и газо-жирных (Ж и ГЖ). Кроме `Распадской`, такие угли в России производит только подконтрольная `Магнитке` компания `Белон`. В целом же эта шахта ежемесячно поставляла на внутренний рынок 450-500 тыс. т коксующегося угля (ее рыночная доля составляла 15-17%). Крупнейшие потребители продукции `Распадской` – Evraz, Новолипецкий и Магнитогорский меткомбинаты. И если у `Магнитки` особых проблем не возникнет – предприятие просто переключится на продукцию `Белона`, то у Evraz и, особенно, НЛМК (`Распадская` закрывала до 12% его потребностей в угле), появились серьезные трудности.
И все же, эти трудности преодолимы: Evraz планирует заменить уголь `Распадской` поставками `Южкузбассугля`, а НЛМК прорабатывает варианты альтернативных закупок у других российских и зарубежных производителей – текущих запасов сырья комбинату хватит всего на месяц. Тем не менее, дефицит порождает рост цен. По оценкам отраслевых экспертов, следует ожидать их повышения на концентрат марок Г, Ж и ГЖ на 13-18% (в оценках учтен и рост цен на экспортных рынках). Однако российских металлургов несколько утешает тот факт, что российское правительство, в частности, премьер Владимир Путин, имеет опыт успешной борьбы с такими эффектами (стоит вспомнить историю с проштрафившимся акционером `Мечела` Игорем Зюзиным). Пока же эксперты считают вполне вероятным введение запрета на экспорт определенных марок угля. Такая мера нанесет болезненный удар украинским покупателям, на долю которых в 2009 году прошлось до 73% внешних поставок `Распадской`.
В отличие от российских конкурентов, у которых проблема дефицита имеет временный характер, украинским металлургам приходится искать радикальное решение. Украинские угли низкого качества, и их использование повышает себестоимость продукции. Правда, их можно было использовать в смеси с высококачественными марками российского угля, который преимущественно добывался на `Распадской`. Поэтому сырье у `Распадской` закупали практически все украинские метпредприятия, включая `Метинвест`, который имеет собственные угледобывающие активы. Однако с начала года, как только в Украину пошел менее качественный российский уголь, рентабельность металлургических заводов начала падать. Лишь рост цен на металлопродукцию на мировом рынке дает им возможность выдерживать жесткую конкуренцию.
Помимо качества угля, существует и проблема снижения объемов добычи. Это обусловлено запредельной изношенностью технологического оборудования на госшахтах, сложными горно-геологическими условиями, высокими рисками аварийности и травматизма. Кроме того, экономически привлекательные запасы истощены: в Донбассе почти все резервы уже отработаны, а в Львовско-Волынский угольный бассейн, где действительно имеются значительные месторождения, нужно вложить огромные средства. Там необходимо все построить с нуля, включая шахты, железную дорогу и города для шахтеров. А такие инвестиции окупятся только через 20-30 лет.
Естественный выход – импорт высококачественных коксующихся углей из стран Дальнего зарубежья, прежде всего, из США и Австралии. Владимир Гусак, директор дивизиона угля и кокса группы `Метинвест`, считает, что можно ожидать дальнейшего роста поставок угля в Украину морским путем. В свою очередь, старший аналитик инвестиционной компании `Тройка Диалог` Иван Харчук тоже говорит, что металлурги попробуют решить проблему дефицита за счет импорта из США и Австралии.
Но Украине для этого необходимы новые мощности по разгрузке угля в глубоководных портах, способных принимать крупнотоннажные суда. Сейчас в Украине есть три порта, способные переваливать коксующий уголь, – Ильичевский, Южный и частный терминал сыпучих грузов `Трансинвестсервис` (ТИС) в Южном. Несколько причалов в этих портах имеют 13-15-метровые глубины, что дает возможность принимать суда дедвейтом 50-100 тыс. т. Однако Ильичевск практически не перерабатывает уголь из-за отсутствия свободных площадей и сложившейся специализации причалов. Южный же из-за ландшафтных особенностей имеет весьма сложную транспортную инфраструктуру, что значительно увеличивает время вывоза грузов. Поэтому металлургам приходится импортировать уголь с промежуточной перевалкой в зарубежных глубоководных портах.
Пока что уголь из Северной Америки завозят на свои предприятия только группа `Метинвест`, которая в апреле 2009 года завершила сделку по приобретению американской компании United Coal Company (четыре шахты с общим объемом добычи по итогам 2009 года 3,81 млн. т) и `Арселор Миттал Кривой Рог`, поскольку и у ее материнской компании Arcelor Mittal имеются активы в США. Первая сообщила, что импортирует уголь судами грузоподъемностью 70 тыс. т в порт Бургас (Болгария), а затем судами грузоподъемностью 5-10 тыс. т доставляет его в Мариуполь и Бердянск. Но это, разумеется, только временный выход. А чтобы сохранить конкурентоспособность, украинским металлургам придется инвестировать в создание должной портовой инфраструктуры.
Галина Резник
http://www.rusmet.ru/
Черная перспектива
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567
23 сент. 2024 г.
12 сент. 2024 г.
3 июл. 2024 г.
30 янв. 2024 г.
13 сент. 2023 г.
6 сент. 2023 г.