Европейская экономика, не оправившаяся после греческого `пожара`, погашенного только благодаря чрезвычайным финансовым вливаниям в начале мая, получила новый удар, на этот раз со стороны Венгрии. Новый венгерский премьер-министр Виктор Орбан заявил, что экономика страны находится в очень тяжелом состоянии, и даже не исключил вероятность дефолта. Правда, буквально на следующий день другие члены правительства поспешили смягчить неосторожные слова премьера, а Министерство финансов срочно сообщило о принятии программы резкого сокращения государственных расходов с целью удержания бюджетного дефицита в рамках 3,8%, но вред уже был нанесен.
Как в очередной раз выяснилось, инвесторы и аналитики крайне пессимистически оценивают перспективы экономики Евросоюза. Заявление венгерского премьера пробудило недавние страхи о возможности `цепной реакции` дефолтов сначала в небольших странах ЕС, а потом, возможно, – и у кого-то из `тяжеловесов`. Курс евро по отношению к доллару скатился до самого низкого уровня за последние четыре года.
Экономические проблемы региона, безусловно, оказывают самое негативное воздействие на европейский рынок стали. Теперь уже практически никто не верит в восстановлении спроса в ближайшем будущем. Очевидно, потребители и трейдеры этим летом будут действовать точно так же, как и в 2009 году, сокращая до минимума объем запасов и ограничиваясь покупками минимальных объемов стальной продукции под текущие потребности.
При этом, в наихудшем положении находятся европейские производители длинномерного проката. Их коллеги, специализирующиеся на выпуске листовой стали, еще могут рассчитывать на сравнительно приличные объемы потребления в таких отраслях как автомобилестроение, но вот строительный комплекс в большинстве стран Евросоюза находится в кризисном состоянии. Надеяться на государственные инвестиции в эту отрасль могут, разве что, только польские компании благодаря реализации мероприятий по подготовке к Евро-2012. В большинстве других стран региона строители, очевидно, станут одними из главных жертв в борьбе за сокращение бюджетных дефицитов. Очень далек от восстановления и европейский кредитный рынок, причем, строительство – это сегодня одна из последних по привлекательности отраслей для кредиторов.
Хотя многие европейские производители длинномерного проката в последние несколько недель снизили объемы выпуска и вывели из строя часть мощностей, предложение на рынке превышает спрос. Отсутствие покупательского интереса заставляет металлургов идти на все большие уступки. Поэтому, если цены на плоский прокат в Европе несмотря на неблагоприятные рыночные условия остаются относительно постоянными в течение последнего месяца, то конструкционная сталь все сильнее идет на спад. К началу июня цены на арматуру на юге Европы сократились на 15-20% по сравнению с пиком подъема в конце апреля, а если переводить подешевевшие евро в доллары, спад превысит 25%.
В первых числах июня испанские и итальянские компании предлагали арматуру по 440-450 евро за т EXW, в Германии цены достигали 470 евро за т EXW. Тем не менее, как признают производители, новых заказов в последнее время практически не поступает. Не удалось найти покупателей и турецким компаниям, которые в конце мая пытались предлагать арматуру в Германию и другие европейские страны по 500-510 евро за т CFR.
Европейцы сами сейчас усиленно ищут покупателей за рубежом. Дешевый евро дает им возможность проводить откровенно демпинговую политику. В конце прошлой недели стоимость европейской арматуры упала на внешнем рынке до 420-440 евро ($506-530) за т FOB, т.е. европейские компании предлагают свою продукцию дешевле чем турецкие и даже украинские конкуренты.
Впрочем, ряд производителей в странах ЕС намерены и вовсе приостановить выпуск арматуры. По некоторым данным, такое решение рассматривается, в частности, руководством итальянской компании Riva. Это должно привести к накоплению новых излишков металлолома в Европе, где трейдеры и так жалуются на избыточные запасы этого сырья. В последние несколько недель европейский лом поставлялся по низким ценам в такие страны как Турция и Индия, на очереди, очевидно, Восточная Азия.
Кроме того, прогрессирующая слабость европейского рынка длинномерного проката будет оказывать неблагоприятное воздействие на Ближний Восток. Тамошние потребители и так не проявляют особой активности, а дальнейшее удешевление европейской арматуры в Средиземноморье будет формировать у них соответствующие ожидания и в отношении продукции и из других источников.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/