В начале июня несколько крупных европейских компаний объявили о новом повышении цен на плоский прокат. Наиболее решительно действовала Corus, принадлежащая индийской Tata Steel. На британском рынке компании увеличила стоимость толстолистовой стали сразу на 60 ф. ст. за т, до более 600 ф. ст. ($870) за т EXW. Это повышение стало у Corus третьим с начала текущего года. При этом, по сравнению с январем цены выросли в совокупности на 200 ф. ст. за т или, примерно, на 50%. Подорожала толстолистовая сталь и на континенте. Большинство европейских производителей в июне предлагают эту продукцию по 660-700 евро за т EXW.
По аналогичному пути пошла и Arcelor Mittal. Корпорация, ранее заявлявшая о возможной остановке трех доменных печей на своих европейских заводах, подняла отпускные цены на плоский прокат на июнь, по меньшей мере, на 40 евро за т. Во второй половине мая Arcelor Mittal из-за неблагоприятной конъюнктуры немного сбавила свои котировки, но теперь цены возвращены на прежний уровень или даже выше. В частности, горячекатаные рулоны достигли 640-650 евро ($768-780) за т EXW.
Металлурги указывают сразу несколько причин для такого подъема цен, который выглядит нелогичным, в то время как на мировом рынке стали наблюдается спад. Прежде всего, по данным сталелитейных компаний, в последнее время в регионе несколько активизировался спрос на плоский прокат, особенно, на толстый лист. При этом, потребители сознательно предпочитают покупать более дорогую продукцию местного производства благодаря минимальным срокам поставок. Да и постоянное падение курса евро по отношению к доллару повышает конкурентоспособность европейской стальной продукции по сравнению с импортом. Наконец, в третьем квартале ожидается подорожание сырья (железной руды и коксующегося угля), так что металлурги увеличивают цены на прокат пропорционально росту затрат.
В то же время, многие европейские независимые специалисты полагают, что уже во второй половине июня цены на плоский прокат в регионе пойдут вниз. По их оценкам, положительные изменения, которые отмечают металлурги, имеют краткосрочный характер.
Так, активизацию спроса можно объяснить стремлением потребителей и трейдеров немного поднакопить запасы перед началом периода летних отпусков, на время которого многие металлургические компании могут сократить, а то и вовсе прекратить производство. Реальное же потребление оценивается, приблизительно, на том же уровне, что и в прошлом году. С учетом того, что выплавка стали в ЕС в первые четыре месяца текущего года была на 44% больше, чем за тот же период годичной давности, рынку грозит значительное перепроизводство. В секторе длинномерного проката избыток предложения вызвал обвал цен уже в мае, а в июне или начале июля может придти через листовой продукции.
По сути, единственной отраслью в Евросоюзе, где в последние месяцы наблюдался подъем, было автомобилестроение. Однако, по данным европейской ассоциации автопроизводителей ACEA, в апреле регистрации новых автомобилей в ЕС сократились на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности – первый отрицательный показатель за последние десять месяцев.
До недавнего времени европейские трейдеры, по большей части, старались вообще не связываться с импортом стальной продукции – в основном, из-за длительных сроков доставки и непредсказуемости рынка. Однако последние предложения по ценам, уступающим котировкам европейских производителей на 80-110 евро за т, похоже, преломили эти настроения.
Самые низкие цены, как обычно, предлагают украинские производители, которые котируют горячий прокат на уровне 490-520 евро ($588-625) за т CFR/DAF, а толстолистовую сталь – 560-590 евро ($672-708) за т CFR/DAF. Индийские, китайские и российские горячекатаные рулоны стоят порядка 520-570 евро ($625-684) за т CFR, а холоднокатаные рулоны – от 600 евро ($720) за т CFR.
Пожалуй, при таких условиях можно ожидать, что европейские покупатели станут проявлять больший интерес к предложениям дешевого проката из-за пределов ЕС, а цены на европейском рынке снизятся.
http://www.rusmet.ru/