Обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина на жилье является одной из основных обязанностей государства. Сегодня на квартирном учете находится свыше 1,2 миллионов украинских семей. Имея такое конституционное обязательство, государство пока что не имеет действенного механизма для реализации такого права граждан. А те шаги, которые предпринимаются, носят более декларативный характер, чем практический.
О том, как государство и строительный бизнес вместе могут работать над формированием более сильной, чем до кризиса, стройиндустрии в Украине, что из себя должен представлять действенный механизм Закона Украины `Об обеспечении граждан доступным жильем`, главный редактор журнала `BUILD Reviev` беседовала с народным депутатом Украины, членом Комитета ВР по вопросам строительства, градостроения, ЖКГ и региональной политики, Игорем Лысовым.
Игорь Владимирович, Вы являетесь руководителем рабочей группы по доработке законопроекта о доступном жилье, расскажите, какая роль в сфере строительства доступного жилья отводится государству?
И. Л.: На сегодняшний день у нас в стране существуют государственные строительные нормы, существуют структуры, которые следят за качеством жилья, структуры которые отвечают за генеральные планы развития территорий и другие моменты, но главные и основные аспекты упускаются. Мне кажется, нет системного подхода к решению вопросов. Поэтому комитет, в котором я работаю, определил меня руководителем рабочей группы по доработке закона о доступном жилье. Мы системно подойдем к проблеме и доработаем действенный закон для его быстрейшего принятия Парламентом в целом.
Считаю, что в законе должны быть определены конкретные пути обеспечения граждан недорогими квартирами и комфортными условиями проживания, а не декларирование их права иметь такие квартиры. А удешевление стоимости доступного жилья должно происходить, в том числе, путем устранения всех посредников при его строительстве.Что касается роли государства в сфере строительства доступного жилья, то в первую очередь это: обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления с целью выделения земельных участков с необходимыми инженерными сетями для строительства доступного жилья; создание условий для льготного кредитования застройщиков и покупателей такого жилья и обеспечение государственных интересов во время планирования застройки территорий.
Не будет ли так, что закон напишут, но он останется декларацией?
И. Л.: Мы принимали Закон 800 в декабре 2008 года о преодолении кризиса в строительной отрасли. Там расписаны механизмы по удешевлению жилья, по созданию комфортных условий для проживания, по поддержке населения в виде льготного кредитного ресурса. К сожалению, на сегодняшний день ни одна из кардинальных позиций этого закона не работает, потому что в первую очередь, один из главных двигателей для семей среднего достатка такой, как дешевая государственная ипотека, практически отсутствует. Поэтому, и весь строительный рынок лихорадит. Хотя, программа строительства доступного жилья в нашей стране актуальна, как в никакой другой.
Мы значительно отстаем по тем нормативам, которые существуют на сегодняшний день в Европе, но самое печальное, что мы сегодня отстаем и от Российской Федерации, которая строит в 2 раза больше жилья на душу населения, чем Украина. Я уверен, что без государственной поддержки развития не будет. А практическая реализация закона полностью зависит от наличия воли причастных к этому сторон, в первую очередь органов местного самоуправления - за ними стоят люди и доверие ко всей вертикале власти. Именно по этому программе доступное жилье нужен патронат первых лиц страны.
В каком размере должна быть процентная ставка по ипотечному кредиту для населения?
И. Л.: Если семья получит дешевый ипотечный кредитный ресурс, например, в районе 7%, что было заложено в предвыборной программе Виктора Януковича, мы сдвинемся с мертвой точки. Я понимаю, что это тяжелое бремя, но тем не менее эффект от этого будет максимальный. Во всех странах существует несколько линий кредита: один кредит на созидание, а другой на обслуживание. То есть первично можно пойти таким путем: дать один короткий кредит строителю, чтобы он построил, а потом дать кредит долгосрочный, например на 30 лет, человеку который хочет купить это жилье. Но государство должно в этом процессе участвовать, так как это есть национальная программа, которая, к тому же, есть и в России, и в других странах.
Почему Вы думаете, что Закон сможет положительно повлиять на жилищное строительство? Большинство людей ждут, но не верят, что государство будет заниматься их жилищными проблемами.
И. Л.: Доверие населения – очень важный фактор для реализации программы. Поверьте, когда люди увидят серьезность намерения власти, государственные гарантии по строительству и дешевую ипотеку, такое доверие у людей появится, и они будут покупать доступное жилье, что позволит его активно строить.
Сколько будет стоить новое качественное `доступное жилье`?
И. Л.: Конечная стоимость жилья складывается из двух основных составляющих: стоимости строительно-монтажных работ – она более-менее стандартна по всей Украине и стоимости земли, отчислений городу, коммуникации и т.д. - эти расходы значительно разнятся то территориальному критерию.
Если Вас интересует себестоимость доступного жилья, то я думаю, что в Киеве, ориентировочно, при минимальном уровне рентабельности застройщика это будет в районе 5200 гривен за квадратный метр. Эта цена будет посильна для того чтобы построить комфортное, качественное жилье с учетом тех нормативов которые прописаны министерствами спорта, образования, здравоохранения и так далее. А на первых этажах жилых домов можно построить коммерческую недвижимость, за счет продажи которой, построятся объекты социальной сферы.
На каких условиях компании-застройщики смогут участвовать в реализации этой программы?
И. Л.: Безусловно, на базе тендеров. Будет учитываться деловая репутация компании, ее ценоформирующая политика, имеет ли компания свою собственную производственную базу, ресурсный запас, насколько качественной является ее продукция и так далее.
Ранее Минрегионстрой планировал в 2010 году направить на финансирование мероприятий, предусмотренных государственной программой строительства доступного жилья из государственного бюджета 1 028,15 млн гривен. Сколько предусмотрено средств на реализацию программы в новом бюджете?
И. Л.: Т.к. программа еще не принята, то в прямую средств на ее реализацию выделено не было. Но, на то, чтобы достроить то, что есть, заложено 1 040 млн грн. Также есть дополнительные статьи, которые можно применить и эта сумма еще немного возрастет. Это первично, но эти шаги смогут минимизировать общую проблему, но ликвидировать ее не смогут.
А если бы в бюджете этого года и были выделены соответствующие средства, то освоить их в этом году уже невозможно, поскольку элементарно не хватит времени.
Мы сможем к концу года увидеть конкретные шаги реализации программы?
И. Л.: По тем проектам, которые существуют сегодня, - сможем. Но до конца года мы сможем наработать очень серьезную базу на следующий год.
Ваш прогноз относительно того насколько реален запуск этой масштабной программы?
И. Л.: Если эту проблему поставить во главу угла, то реализовать программу не сложно. Абсолютно небольшой центральный аппарат и аппараты на местах смогут быстро приступить к реализации этой программы. Необходимо учитывать то, что это будут типовые проекты. Считаю, что изначально применив существующие на сегодняшний день новые технологии, качественные строительные материалы, минимизировав энергетические потери, обеспечив грамотную инженерию, мы опять выйдем на темпы строительства 10 млн. кв. м только по государственной программе.
Я знаю и готов ответить на любой вопрос как это сделать, так как сам строитель по первому образованию, защитил диссертацию по строительному направлению, я кандидат экономических наук, работал замом мера Киева. Я могу сказать, что это посильная программа и если сломать первые бюрократические преграды, то тогда пойдет все как по маслу и Украина быстро догонит Россию по темпам строительства. Нужно сказать, что у программы о доступном жилье есть сторонники и противники, оптимисты и пессимисты, но я твердо убежден, что на сегодня, чтобы сделать прорыв, другого не дано. И если эту идею не извратить, а реализовать ее с патриотизмом, то тогда и люди, и строительные компании, и государство в целом получат действительно огромную пользу.
Лысов Игорь Владимирович
Заслуженный строитель Украины, народный депутат, член Партии регионов
Родился: 14 июля 1958 г., в городе Хмельницкий, Украина
Образование: Киевский инженерно-строительный институт, инженер-строитель
Карьера:
1980-1985 гг. - мастер, прораб, СМУ `Киевгорсантехмонтаж`.
1985-1989 гг. - инструктор Московский РК КПУ г. Киева.
1989-1996 гг.- зам. председателя, 1-й зам. председателя Московской райгосадминистрации г. Киева.
1996-2003 гг. – Председатель совета холдинговой компании `Лико-Холдинг`.
2002-2006 гг. - Депутат Киевского городского совета.
2006-2007 гг.- Народный депутат Верховной Рады Украины 5-го созыва.
С 2007 г.- Народный депутат Верховной Рады Украины 6-го созыва.
Кандидат экономических наук. Член НОК Украины.
Президент Федерации Украины по прыжкам в воду.
Президент Благотворительного фонда `Рідне місто моє`.
Наталия ДОБРОВОЛЬСКАЯ
http://www.biztema.com.ua/