Главным источником наполнения местных бюджетов станет налог на прибыль предприятий. Уже со следующего года местные бюджеты могут получить дополнительный финансовый ресурс. Правительственный проект Налогового кодекса предусматривает отмену десяти изживших себя обязательных платежей и введение новых местных налогов. Впрочем, документ, зарегистрированный в Верховной Раде, не оговаривает появления самого разрекламированного властью - налога на недвижимость. Вероятно, у правительства просто не нашлось политической воли, чтобы продавить налог против богатых
Наиболее весомым подспорьем для местных властей станет налог на прибыль, часть которого в соответствии с проектом Налогового кодекса будет оставаться в регионах. По подсчетам Минфина, сборы от него позволят местным бюджетам ежегодно привлекать совокупно около 9 млрд. грн. Граничный размер дополнительной ставки (помимо 20%, перечисляемых в госбюджет) будут устанавливать местные советы: до 2% разрешено вводить совету АР Крыма, Киева и Севастополя, до 3% - властям городов областного значения. Без условно, в выигрыше от этой новации будут прежде всего крупные города и регионы, в которых сосредоточены большие предприятия. Сейчас около трети общего объема налога на прибыль и НДС собирается в Киеве, по месту регистрации центральных офисов компаний, чуть меньше - в Донецке, Запорожье и Харькове. Однако при правильном подходе к делу привлечь дополнительные поступления в бюджет способны и другие. Ведь местные власти также получат возможность устанавливать льготы по той части налога на прибыль, которая будет оседать в региональной казне. Поэтому бизнес будет выбирать местом регистрации своих центральных офисов те регионы, которые предложат более выгодные условия уплаты этого налога. Правда, в первую очередь преференции по налогу на прибыль получат приближенные к власти компании.
Еще одним полноводным источником наполнения местных бюджетов станет туристический сбор, который заменит существующий сейчас курортный. Причем в отличие от ныне действующего платежа право взимать его получат все без исключения регионы. Каждый турист, остановившийся в гостинице, кемпинге или санатории, обязан будет дополнительно заплатить от 0,5 до 1% от стоимости проживания. Однако новый налог на отдых должны платить и те, кто останавливается в частном секторе. В роли налоговых агентов, по замыслу авторов Налогового кодекса, в этом случае выступят сами арендаторы. Понятно, что, выполняя возложенные на них новые обязанности, они засветят перед налоговой и свои дополнительные доходы от сдачи жилья внаем и, соответственно, вынуждены будут уплатить налог с них. А это значит, что частники вряд ли станут помогать местному бюджету зарабатывать. Но зато, если фискалы выявят таких арендаторов (а соответствующие рейды налоговики частенько проводят в сезон отпусков), заплатить придется не только подоходный налог, но и штрафы за неначисленный туристический сбор.
Неприятные новшества ожидают плательщиков налога на рекламу. `В соответствии с проектом Налогового кодекса в роли налоговых агентов выступят производители и/или распространители рекламы. Причем они обязаны будут зарегистрироваться в органах налоговой службы по месту размещения такой рекламы. Таким образом, при размещении рекламы в нескольких районах или городах налоговый агент должен будет зарегистрироваться в налоговых инспекциях во всех местах, где он производит или распространяет рекламу`, - поясняет президент адвокатской фирмы `Грамацкий и партнеры` Эрнест Грамацкий.
Претерпят изменения и другие оставшиеся в распоряжении местных властей налоги и сборы. Плата за торговый патент, которая сейчас является фиксированной, после утверждения Налогового кодекса будет привязана к размеру минимальной зарплаты. И этот платеж будет увеличиваться по нескольку раз в год. Зато с 2014 года перестанет существовать рыночный сбор, его безуспешно пыталось отменить еще правительство Юлии Тимошенко. `Совокупно местные бюджеты получают от рыночного сбора немногим более 400 млн. грн., в то время как по нашим подсчетам предприниматели платят около 2 млрд. грн. Разница в 1,5 млрд. оседает в карманах чиновников и владельцев рынков, которые не предоставляют достоверной информации о реальном количестве торгующих. По большому счету можно говорить, что эти деньги уходят в теневой оборот`, - считает глава комитета ВР по вопросам промышленности, регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская. Чтобы компенсировать местным бюджетам недопоступления от этого налога, начиная с 2014 года местным властям разрешат применять повышающие коэффициенты для земельных участков, на которых расположены рынки. Аналогичное право с 2014 года местные советы получат и в отношении наделов под парковками. До этого времени, чтобы детенизировать плату за парковку, ее будут взимать не почасово, а исходя из занимаемого парко-места.
Впрочем, самые удивительные трансформации во время подготовки проекта Налогового кодекса произошли с анонсированным властью налогом на недвижимость. Изначально предполагалось облагать им жилье, площадь которого превышает 300 квадратных метров, и объекты, используемые для предпринимательской деятельности независимо от площади. Однако версия законопроекта, зарегистрированная в парламенте, вообще не содержит упоминая о налоге на недвижимость: он не присутствует ни в перечне общегосударственных обязательных платежей, ни среди местных налогов и сборов. Возможно, правительство ради быстрого прохождения документа через сессионный зал намеренно `потеряло` этот налог, чтобы лишний раз не раздражать народных избранников, большинству из которых пришлось бы раскошелиться.
Татьяна СМЕТАНИНА
http://comments.com.ua/
Налог на недвижимость похоронили
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567
23 сент. 2024 г.
12 сент. 2024 г.
3 июл. 2024 г.
30 янв. 2024 г.
13 сент. 2023 г.
6 сент. 2023 г.