Согласно прогнозу британской консалтинговой компании MEPS, в 2010 году в странах СНГ будет выплавлено около 105 млн. т стали – на 7,6% больше, чем годом ранее, но на 15% меньше, чем в докризисном 2007-ом. Вследствие падения спроса на стальную продукцию на внутренних рынках и неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуре украинские и российские металлурги пока не в состоянии восстановить прежние объемы производства, некогда достигавшие 6,7 млн. т стали в месяц в России и превышавшие 3,8 млн. т в месяц в Украине.
Как считают аналитики MEPS, в 2011 году и в дальнейшем темпы роста в мировой металлургической отрасли резко снизятся. Мировая экономика уже вышла на новый уровень равновесия, характеризующийся, в частности, меньшим объемом потребления стальной продукции по сравнению с 2006-2008 годами. Поэтому, по прогнозу MEPS, даже в 2014 году выплавка стали в СНГ еще не достигнет показателя 2007 года.
Впрочем, будем оптимистами. Предположим, что к 2014 году российские металлурги смогут превысить свои докризисные мощности, а украинские – вернутся к прежним показателям. Однако мировая сталелитейная промышленность в ближайшие четыре года тоже не будет стоять на месте. В 2010-том и в начале 2011 года в различных странах мира стартовали или готовятся к старту крупные проекты. В соответствии с оценками MEPS, в 2014 году в мире будет выплавлено около 1625 млн. т стали, на 24% больше, чем в 2007-ом. Причем, этот рост будет происходить за пределами СНГ. Вследствие этого значение, роль и место российской и украинской металлургии на мировом рынке претерпит определенные изменения.
Азия – это не только Китай
Центр мировой металлургической отрасли в настоящее время находится в Азии. В настоящее время в этом регионе выплавляется более 63,5% стали в мире. В рейтинге десяти крупнейших экспортеров стали за 2009 значатся четыре азиатские страны, а среди импортеров – шесть (считая Индию), причем, три из них одновременно входят и в первую экспортную десятку. На протяжении последних 10 лет производство стали в Азии увеличивалось быстрее, чем где-либо еще в мире. В 2008 году оно превысило показатели 2000 года более чем в 2,3 раза, тогда как в остальном мире рост составил менее 14%.
Такой резкий рывок на фоне стагнации в большинстве других регионов не случаен. Именно в Азии сосредотачивается в последние годы основная промышленная база, тогда как западные страны подвергаются деиндустриализации. Благодаря массированным инвестициям из-за рубежа и многомиллиардным доходам от экспорта в США и Европу азиатские страны достигли в последнее десятилетие очень высоких темпов роста. Кроме того, в этих государствах быстро расширяются и внутренние рынки. Все это способствует постоянному увеличению спроса на стальную продукцию, а наличие значительных финансовых ресурсов позволяет достаточно быстро наращивать собственное производство металла.
На протяжении большей части последнего десятилетия безусловным лидером в этом процессе был Китай, но в последнее время к нему подтягиваются и некоторые другие страны региона. Очевидно, и в течение ближайших четырех лет Азия будет демонстрировать рост производства стали.
Китай
Китайская металлургическая промышленность в течение 2000-х годов совершила невероятный скачок. В 2010 году объем выплавки стали в стране должен составить около 625 млн. т – примерно, в 5 раз больше, чем в 2000-том! В последнее десятилетие в стране было введено в строй больше металлургических предприятий, чем во всем остальном мире, вместе взятом. Учитывая, что за эти годы по требованию государства было закрыто несколько десятков (если не сотен) устаревших производств, совокупная мощность которых оценивается десятками миллионов тонн в год, можно сказать, что Китай в настоящее время обладает наиболее современной металлургической промышленностью во всем мире.
По некоторым данным, совокупные мощности китайских сталелитейных заводов составляют порядка 700-730 млн. т в год. Это больше, чем требует рынок, и больше, чем реально могут продать китайские компании внутри страны и за рубежом. Стремительный и бесконтрольный рост производства стали уже превратил Китай в крупнейшего в мире импортера железной руды, а на рынке коксующегося угля страна превратилась из экспортера в нетто-импортера. Появление новых металлургических заводов требовало также все большего расхода электроэнергии, воды и других природных ресурсов, а также способствовало усилению загрязнения окружающей среды.
На протяжении последних нескольких лет правительство КНР пыталось ограничить темпы роста в металлургической промышленности. Сейчас, похоже, это ему удалось. Производство стали, достигнув максимального значения более 56 млн. т в мае, начало сокращаться, а в сентябре упало до менее 48 млн. т благодаря проведению общенациональной кампании по снижению энергоемкости ВВП. Впрочем, все эти мероприятия базируются на объективных экономических факторах. Темпы роста китайской экономики снижаются, причем, упор все больше переносится с экспорта на внутренний рынок. В восточных провинциях потребление стали на душу населения практически сравнялось с показателями развитых стран, а глубинку надо будет долго и медленно подтягивать вверх.
Безусловно, рост металлургической промышленности Китая не прекратится. Правительство и в 2010 году продолжало выдавать разрешения на новые проекты – в частности, было утверждено строительство комбината мощностью 10 млн. т в год в провинции Гуандун, который собирается возвести компания Baosteel, и аналогичного предприятия компании WISCO в провинции Гуанси. К 2015 году Baosteel, Wisco и компания Angang планируют довести свои производственные мощности до более 60 млн. т в год, причем, главным образом, посредством органичного роста.
Впрочем, современная политика властей заключается в том, чтобы развивать сталелитейную отрасль выборочно, усиливая отдельные направления. Так, упор будет делаться на расширение металлургических мощностей в южных и западных провинциях, которые до сих пор завозят металл извне, а также на выплавку высококачественной стали и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. В то же время, рост производства обычного коммерческого проката стимулироваться не будет.
По прогнозу китайской национальной металлургической ассоциации CISA, если на протяжении большей части 2000-х годов прирост производства стали в стране составлял 50-60 млн. т в год, то в ближайшее пятилетие он снизится до 20-30 млн. т в год. По прогнозу MEPS, в 2014 году в Китае будет выплавлено 743 млн. т стали, вероятно, реальный показатель, действительно, будет находиться где-то между 735 млн. и 750 млн. т.
За последние 10 лет Китай побывал и крупнейшим импортером стали в мире, и крупнейшим экспортером. Судя по всему, в ближайшие годы импорт, подскочивший в 2009 году до 22 млн. т, будет постепенно уменьшаться благодаря вводу в строй замещающих национальных мощностей. Экспорт, в то же время, вероятно, стабилизируется в интервале 25-35 млн. т в год. С одной стороны, китайские власти последовательно выступают против поставок за границу такой `примитивной` продукции с низкой добавленной стоимостью как обычный углеродистый прокат и последовательно выстраивают барьеры для экспортеров. С другой, китайские предприятия в любом случае будут отправлять на внешний рынок излишки своей продукции, не находящие спроса на внутреннем.
Для поставщиков из стран СНГ Китай будет оставаться серьезным конкурентом в Азии и, периодически, в странах Персидского залива, но проникновение больших объемов китайского проката в Средиземноморье и Европу все-таки проблематично из-за относительно высокой себестоимости китайской металлургической промышленности, многие предприятия которой работают на дорогостоящем привозном сырье. Таким образом, представляется, что 2014 года роль Китая на мировом рынке не претерпит существенных изменений.
Индия
Из крупных производителей стали Индия по темпам роста производства в последнее десятилетие уступает только Китаю. В текущем году объем выплавки стали в стране должен достигнуть 66-68 млн. т, что выведет Индию на четвертое место в мировом рейтинге. В 2000 году Индия с 26,9 млн. т находилась на девятом месте, так что рост за десять лет составляет около 2,5 раза.
Не меньшими темпами, впрочем, увеличивалось и потребление стали в стране. Либерализация, осуществленная в конце 90-х годов, открыла Индию для иностранных инвестиций, что привело к быстрому расширению мощностей в автомобиле- и машиностроении, производстве бытовой техники. Правительство страны и администрации штатов планируют на ближайшее время крупные строительные проекты. По прогнозам ряда индийских экспертов, в ближайшие пять лет спрос на стальную продукцию будет увеличиваться, в среднем, на 9-10% в год, причем, темпы роста в секторах плоского и длинномерного проката будут примерно одинаковыми (с некоторым преимуществом в пользу листовой стали).
Индия имеет значительные резервы железной руды, что благоприятствует развитию металлургической промышленности. Еще в 2007 году национальное Министерство стали выступило с амбициозным прогнозом, в соответствии с которым производство стали в стране должно было достигнуть 124 млн. т к 2012 году. Впрочем, на тот момент только компании Arcelor Mittal и Posco планировали построить в стране три мегакомбината с совокупным объемом выплавки в 32 млн. т стали в год. Не отставали от них и ведущие национальные компании.
Однако большая часть объявленных проектов так и не стартовала. Основной проблемой стала невозможность приобретения земельных участков под строительство предприятий. Местные жители всеми силами противились продаже земли, и в этом их, как правило, неофициально поддерживали локальные власти. Более значительных успехов добивались индийские компании, сделавшие ставку на расширение уже действующих предприятий. Так, например, Tata Steel и JSW Steel в начале 2011 года планируют завершить свои проекты модернизации заводов в Джамшедпуре и Виджайянагаре соответственно, доведя объем выплавки стали на каждом из них до 10 млн. т в год.
В ближайшее время в индийской металлургической отрасли может стартовать целая волна новых проектов с участием местных и иностранных компаний. Зарубежные производители, усвоив урок, теперь предпочитают создавать совместные предприятия с индийскими металлургами, которым проще решить земельный вопрос. Так, компания SAIL в декабре решит вопрос о строительстве завода на 1,5 млн. т в год (с перспективой расширения до 3 млн. т) с Posco, Nippon Steel создала альянс с Tata Steel, другая японская компания JFE Steel – с JSW Steel, а Arcelor Mittal рассматривает вопрос о совместном предприятии с Uttam Galva Steels. Кроме того, крупные самостоятельные либо совместные проекты планируют те же SAIL, Tata Steel, JSW Steel, Essar Steel, Bhushan Steel. Да и Arcelor Mittal не отказалась от идеи размещения двух комбинатов по 6 млн. т в год каждый в штате Карнатака, чья администрация (по крайней мере, на словах) поддерживает инвестиции в сталелитейную отрасль.
По-видимому, большая часть этих проектов будет завершена уже после 2014 года, однако можно предположить, что темпы роста производства стали в Индии и в ближайшие четыре года останутся высокими. Во всяком случае, возможности для новых `браунфилдов` в металлургической отрасли страны еще далеко не исчерпаны. Вероятно, к 2014 году производство стали в Индии достигнет 85-90 млн. т, а во второй половине следующего десятилетия можно будет ждать нового скачка.
Впрочем, в ближайшие годы сомнительно, что выплавка стали в Индии будет увеличиваться быстрее, чем ее потребление. Характерно, что в 2009 году индийский импорт стали возрос, по данным International Steel Statistics Bureau (ISSB), на 20% и превысил 8 млн. т. По-видимому, и в первой половине 10-х годов Индия будет нуждаться в обширных поставках стальной продукции из-за рубежа и поэтому представляется одним из важнейших рынков сбыта для российских и украинских экспортеров. Основная конкуренция на этом рынке будет вестись с китайскими и другими восточноазиатскими компаниями, которые будут иметь некоторое преимущество вследствие несколько меньших затрат на доставку.
Продолжение следует
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/
Новые проекты в мировой металлургической отрасли
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567
23 сент. 2024 г.
12 сент. 2024 г.
3 июл. 2024 г.
30 янв. 2024 г.
13 сент. 2023 г.
6 сент. 2023 г.