Китай и Индия, безусловно, опережают все страны мира по абсолютным темпам расширения производства стали, однако на азиатском рынке действуют и другие игроки, достойные внимания. Оставим пока в стороне Японию, где металлургам в ближайшие четыре года предстоит восстанавливать утерянные позиции, и Тайвань, где пока не происходит значительных подвижек в сталелитейной отрасли. Посмотрим зато, как обстоят дела в Корее и динамичных странах Юго-Восточной Азии.
Корея
Южная Корея одновременно входит в первую мировую десятку как экспортеров, так и импортеров стали вследствие несколько несбалансированной структуры национальной металлургической промышленности. В 2009 году Корея импортировала почти 20 млн. т стали (а за год до этого данный показатель, по данным ISSB, равнялся 28,1 млн. т) – преимущественно, полуфабрикатов, горячекатаных рулонов, толстолистовой стали и арматуры. При этом, более 70% поставок пришлось на продукцию из Японии, Китая и Тайваня.
В течение последнего десятилетия металлургическая промышленность Кореи развивалась достаточно постепенно: в 2010 году в стране, как ожидается, будет выплавлено порядка 56-57 млн. т стали, что примерно на 30% превосходит показатель 2000 года (43,1 млн. т). В целом примерно такими же темпами увеличивалось и внутреннее потребление. Корея, недавно ставшая членом ОЭСР, переходит в ряды промышленно развитых стран с относительно невысокими темпами экономического роста и устоявшейся структурой экономики. Однако именно в текущем году в отрасли произошли просто революционные изменения. Все три крупнейшие сталелитейные компании страны ввели в строй новые мощности, имеющие, к тому же, импортозамещающий характер.
Корпорация Posco в октябре начала тестирование новой линии по производству 2 млн. т толстолистовой стали в год на заводе Gwangyang, а также ввела в строй после модернизации доменную печь № 4 на заводе Pohang, что дало компании прибавку около 2,5 млн. т чугуна в год. В ближайшей перспективе Posco планирует продолжить увеличение мощностей по выпуску толстолистовой стали, а также расширить объем выплавки до 41 млн. т к 2013 году по сравнению с 33,7 млн. т в текущем году.
Несколько ранее компания Hyundai Steel ввела в строй первую доменную печь на своем новом интегрированном комбинате Dangjin. Запуск второй печи должен состояться до конца года, после чего производственная мощность предприятия достигнет 8 млн. т стали, 6,5 млн. т горячекатаных рулонов и 1,5 млн. т толстолистовой стали в год. Dongkuk Steel в мае ввела в строй новую линию по выпуску 1,5 млн. т толстолистовой стали в год, а также вместе с партнерами стартовала в Бразилии проект строительства комбината мощностью 3 млн. т слябов в год, в котором ей принадлежит 30% акций.
По данным Korea Iron & Steel Association, за 2010 год совокупная мощность корейских металлургических предприятий возросла сразу на 25% и достигла 80,2 млн. т стальной продукции в год. Большая часть новых производств приходится на толстолистовую сталь и горячекатаные рулоны, что резко сократит потребность Кореи в импорте этой продукции. Очевидно, в треугольнике `Корея-Китай-Япония` в ближайшее время возникнет значительное перепроизводство толстолистовой стали, особенно, судостроительной, так что в 2011-2012 годах японские и китайские компании, судя по всему, будут проводить агрессивную политику с целью завоевания новых рынков взамен утраченного корейского. Безусловно, восточноазиатская продукция будет, при этом, дороже украинской, но будет превосходить ее по качеству, так что конкуренция в данном секторе мирового рынка резко возрастет. По-видимому, аналогичные процессы будут происходить и с горячекатаными рулонами, хотя избыток предложения данной продукции будет относительно (в сравнении с общими объемами потребления данной продукции в регионе) меньшим.
В дальнейшем, после скачка текущего года темпы роста в сталелитейной промышленности Кореи снова уменьшатся и будут приблизительно соответствовать `естественному` расширению рынка. Тем не менее, Posco в ближайшие пять лет будет, по-видимому, одной из наиболее быстро растущих крупных металлургических компаний мира. В настоящее время она уже реализует крупный проект во Вьетнаме и планирует еще один или два, готовится стартовать еще два в Индонезии и Индии, а также не исключает еще одного в Таиланде – и это не считая участия в `слябовом` проекте с Dongkuk Steel и бразильской Vale.
Вьетнам
Как и другие страны Юго-Восточной Азии, Вьетнам не подает данные об объемах выплавки стали в стране в World Steel Association. Как сообщает Vietnam Steel Association, в 2009 году этот показатель составил около 3 млн. т, хотя объем потребления стальной продукции в стране гораздо выше. Вьетнам, с конца 90-х годов идущий по китайскому пути контролируемых рыночных преобразований, считается одним из наиболее быстро растущих `молодых тигров` Юго-Восточной Азии. В стране быстро расширяется промышленная база, создаются с нуля целые отрасли (например, судостроение), планируются и реализуются многочисленные инфраструктурные проекты.
Несколько лет тому назад считалось, что Вьетнам и в области металлургии пойдет по пути Китая, быстро наращивая выпуск стальной продукции. Этому, в частности, должно было способствовать наличие в стране значительных запасов железной руды. Однако из-за нехватки внутренних инвестиций местные компании могли строить только относительно небольшие (до 500 тыс. т в год, но обычно намного меньше) прокатные заводы либо мини-заводы, использующие в качестве сырья металлолом, преимущественно, привозной. В результате Вьетнам сейчас полностью обеспечивает себя арматурой, мощности по выпуску которой даже избыточны, но вынужден импортировать полуфабрикаты и листовую сталь. В прошлом году, по данным ISSB, объем импорта составил 9,3 млн. т.
В вопросе о создании крупного интегрированного производства стальной продукции правительство Вьетнама сделало ставку на иностранные инвестиции. Результат однако получился несколько… хаотический. По данным национального Министерства промышленности и торговли, на август 2010 года в отрасли было зарегистрировано 74 проекта мощностью более 100 тыс. т в год с совокупными инвестициями в $22,2 млрд. и планируемым объемом производства 16,3 млн. т стали и 35,3 млн. т проката в год. Однако, по большей части, все это – декларации о намерениях.
Из реально построенных к настоящему времени предприятий с иностранными инвестициями крупнейшее – это линия по выпуску 1,2 млн. т холодного проката в год, возведенная Posco. Корейская компания в настоящее время рассматривает вопрос о расширении завода, а также о возможном строительстве предприятия по выпуску 1 млн. т сортового и фасонного проката (который во Вьетнаме пока не производится) в год.
Среди объявленных на сегодня крупных проектов после кризиса не стартовал, насколько известно, ни один. Возможно, до конца года, как и планировалось, начнется строительство первого в стране интегрированного меткомбината, полная мощность которого заявлена аж в размере 15 млн. т в год. Основным инвестором выступает крупнейший производитель пластиков на Тайване компания Formosa Plastics, которой помогает China Steel, владеющая 5% (или уже 10%?) вьетнамского проекта.
Судя по всему, до 2014 года крупных производственных объектов в металлургической промышленности Вьетнама не появится, хотя в строй будут, безусловно, вводиться прокатные предприятия по выпуску, преимущественно, продукции с высокой добавленной стоимостью, а также, вероятно, новые мини-заводы. Таким образом, Вьетнам и в ближайшие годы должен остаться крупным импортером стали (главным образом, по-прежнему, заготовки и горячий прокат), а также металлолома. Для компаний из России и Украины Вьетнам представляется одним из важных рынков сбыта, хотя на нем и придется конкурировать с китайскими и другими восточноазиатскими компаниями. Еще одна неприятная особенность Вьетнама – сильная неравномерность закупок: в этой стране постоянно `то густо, то пусто`.
Прочие страны АСЕАН
По данным South East Asia Iron & Steel Institute (SEASI), кризис привел к тому, что потребление стальной продукции в странах АСЕАН (считая Вьетнам) в 2009 году сократилось на 8%, составив около 42 млн. т. Однако высокие темпы экономического роста в этом регионе, быстро наращивающем свою промышленную базу, будут способствовать быстрому восстановлению рынка. В 2010 году спрос, как ожидается, вернется на докризисный уровень, а в 2011 году прибавит еще 8%, до более 51 млн. т. Да и в дальнейшем Юго-Восточная Азия, как ожидается, будет одним из наиболее быстро растущих регионов мира.
Металлургическая промышленность стран Юго-Восточной Азии имеет свои особенности. Они заключаются, в частности, в том, что в этом регионе преобладают предприятия по выпуску конечной стальной продукции, тогда как объемы выплавки стали и производства подката невелики. Из-за этого странам АСЕАН ежегодно приходится импортировать значительные объемы полуфабрикатов, горячее- и холоднокатаных рулонов. Таиланд, по данным ISSB, в 2008 году импортировал 11,5 млн. т стали, в 2009-том – 8,9 млн. т. Также достаточно крупным импортером стали является Индонезия, тогда как Малайзия, наоборот, больше экспортирует.
До кризиса практически все страны региона планировали расширение мощностей в металлургической промышленности, в том числе, и с целью замещения импорта. Однако экономический спад привел к тому, что все крупные проекты были отложены на неопределенный срок. По данным SEASI, в настоящее время в Индонезии, Малайзии, Таиланде и на Филиппинах строятся несколько производственных линий, но это либо маломощные (до 500 тыс. т в год) доменные печи для снабжения металлом уже действующих предприятий, либо небольшие прокатные линии. Единственным исключением из этого правила может вскоре оказаться стан-5000 по выпуску до 1,2 млн. т толстого листа в год, который намерены строить в Таиланде японская компания Sumitomo Metal Industries и канадская Canadoil.
Тем не менее, в конце октября в Индонезии все же стартовал первый в регионе посткризисный крупный металлургический проект. Корейская Posco совместно с местной компанией Krakatau Steel (ей принадлежит пока 30% акций) начинает строительство интегрированного металлургического комбината. Первая очередь мощностью 3 млн. т в год должна вступить в строй в 2013 году, сроки возведения второй (аналогичной мощности) пока не определены.
В Таиланде проект строительства одного-двух интегрированных комбинатов совокупной мощностью до 10 млн. т в год рассматривается еще с 2007 года. Интерес к такому проекту проявили около 10 крупных компаний, включая японские Nippon Steel и JFE Steel, корейская Posco, индийская Tata Steel, транснациональная Arcelor Mittal. Власти обещают принять окончательное решение до конца текущего года, но велика вероятность, что ответ будет отрицательным из-за опасений по поводу загрязнения окружающей среды, а также отрицательного отношения населения к строительству в стране крупных промышленных предприятий. Тогда Таиланд, являющийся, в частности, крупнейшим производителем автомобилей в странах АСЕАН, будет и дальше ориентироваться на импорт листовой стали – прежде всего, из Японии.
В целом, можно сделать вывод, что планируемое расширение производства стальной продукции в Юго-Восточной Азии не должно существенно повлиять на существующие торговые потоки. Определенную проблему может представлять, разве что, запуск индонезийского комбината в 2013 году. Впрочем, страны АСЕАН (за исключением Вьетнама и отчасти Сингапура) сегодня не являются важным рынком сбыта для российских и украинских экспортеров. Вероятно, в случае отсутствия новых крупных проектов в металлургической промышленности региона у производителей из СНГ в 2011-2012 годах появятся некоторые возможности для расширения поставок в Юго-Восточную Азию, но на этом рынке придется конкурировать с китайскими, японскими и местными поставщиками, которые будут иметь преимущество по качеству продукции и/или затратам на доставку.
Продолжение следует
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/
Новые проекты в мировой металлургической отрасли. Часть 2
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567
23 сент. 2024 г.
12 сент. 2024 г.
3 июл. 2024 г.
30 янв. 2024 г.
13 сент. 2023 г.
6 сент. 2023 г.