Состояние экономики большинства стран Евросоюза остается неблагоприятным. Рост ВВП в 27 странах ЕС составил в третьем квартале всего 0,4%, причем на этот раз даже `летний лидер` Германия продемонстрировала весьма низкие результаты. Объемы продаж легковых автомобилей в октябре оказались на 16,6% меньше, чем за тот же период прошлого года, а результат за десять месяцев был на 5,5% хуже, чем в 2009 году. А ведь еще недавно автомобилестроение считалось одной из наиболее благополучных отраслей в регионе.
В последнее время в центре внимания европейских специалистов оказался ирландский кризис. Правительство страны было вынуждено национализировать три крупных банка, а общие затраты на восстановление финансовой системы страны оцениваются в 45 млрд. евро – почти 30% ВВП. Из-за этого дефицит бюджета в Ирландии достиг невероятного значения в 32%. Пока ирландские власти заявляют, что они справятся без поддержки со стороны центральных органов Евросоюза, но в Брюсселе все активнее обсуждают возможность оказания помощи. Эксперты беспокоятся, что Ирландии грозит финансовый крах, а тогда под угрозой окажутся такие страны как Португалия и Испания.
Естественно, все это оказывает негативное влияние на региональный рынок стали. За первые три квартала текущего года выплавка стали в ЕС, по данным World Steel Association, составила 129,8 млн. т, на 18,4% меньше, чем за тот же период 2008 года. При этом, по мнению ряда специалистов, в регионе насчитывается от 40 млн. до 90 млн. т в год избыточных мощностей. Из-за трудностей со сбытом корпорация Arcelor Mittal недавно сообщила об остановке на неопределенный срок трех доменных печей на заводах в Германии, Франции и Румынии.
Тем не менее, в последние недели европейские металлургические компании начали поднимать цены на свою продукцию. Больше всего подорожал длинномерный прокат. Котировки на арматуру, составлявшие в начале месяца около 410 евро за т EXW в странах юга Европы, подскочили до 450-470 за т EXW. Arcelor Mittal сообщила об увеличении стоимости профилей на 25 евро за т в октябре и еще на 50 евро за т в январе. На рынке плоского проката спотовые цены прибавили около 10 евро за т по сравнению с крайней точкой спада в начале ноября. Так, например, горячекатаные рулоны предлагаются по 450-500 евро за т EXW с ростом цены с юга на север Европы, а базовые цены на оцинкованную сталь снова преодолели рубеж 550 евро за т EXW.
Впрочем, рыночная ситуация для европейских металлургов, действительно, улучшилась. Прежде всего, в ноябре начал увеличиваться объем продаж. Складские запасы у потребителей и дистрибуторов сократились до минимального уровня, после чего видимый спрос стал более-менее соответствовать реальному. Причем, по мнению аналитиков, в декабре покупатели начнут увеличивать запасы, заключая больше сделок с поставкой материала в январе-феврале.
Перестал расти и курс евро, с начала месяца потерявшего по отношению к доллару около 5 центов. Ослабление евро повысило конкурентоспособность европейских производителей, у которых отпала нужда постоянно понижать цены в соперничестве с дешевым импортом. Украинские горячекатаные рулоны в настоящее время котируются в странах Восточной Европы на уровне 450-475 евро (около $610-640) за т CFR/DAF, что лишь немногим уступает предложениям местных поставщикам, хотя по толстолистовой стали разрыв более значительный: 500-530 евро за т CFR/DAF для украинской продукции против 560-590 евро за т CFR для местной. В любом случае, этот разрыв уже не кажется непреодолимым.
Наконец, окончательно стабилизировался рынок в секторе длинномерного проката. Европейские компании сократили выпуск этой продукции в соответствии с реальными потребностями и тем самым ликвидировали избыток предложения. Достигнутый баланс дал им возможность повысить цены в соответствии с подорожанием металлолома. По словам металлургов, они будут стараться продолжать подъем и зимой несмотря на наступающий сезонный спад в строительной отрасли.
Итак, если в начале ноября большинство европейских аналитиков были настроены пессимистично, не исключая понижения средних по региону цен на горячий прокат до 450 евро за т EXW и менее, то теперь их ожидания уже более благоприятны. По их мнению, крайняя точка спада уже пройдена, и до конца года можно рассчитывать на незначительное повышение цен.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/