Цены на заготовки и металлолом в странах Ближнего Востока и Северной Африки продолжают расти. Экспортеры полуфабрикатов из СНГ повысили январские котировки до $585-605 за т FOB, при этом, объем предложения остается ограниченным. Некоторые компании заявляют, что уже не располагают свободной продукцией в январе. Спрос со стороны Ирана сократился до минимума, но это с лихвой компенсировали своими закупками потребители из стран Северной Африки, Леванта и Персидского залива. Цены на украинские и российские заготовки в Средиземноморье достигают $615-625 за т CFR, а саудовские компании приобретают эту продукцию по $630-640 за т CFR. С начала декабря рост цен составил порядка $20-25 за т, т.е. до 5%.
Еще более стремительным оказался подъем на региональном рынке металлолома. Турецкие производители проката, откладывавшие закупки сырья на последние недели перед праздничной паузой, явно совершили ошибку. Похолодание и снегопады, охватившие одновременно Европу, Россию и восточное побережье США, привели к сокращению сборов лома и взвинтили цены на него. Некоторые трейдеры открыто придерживают товар, рассчитывая на более высокие цены в январе-феврале, но и сейчас котировки находятся на весьма значительном уровне. В течение последней недели стоимость материала, приобретаемого турецкими компаниями, прибавляла по несколько долларов в день. Европейские и американские трейдеры предлагают материал HMS № 1&2 (80:20) по $435-450 за т CFR, и, судя по всему, преодоление рубежа $450 за т – всего лишь вопрос времени.
В этой ситуации естественным было бы и подорожание длинномерного проката… но его не происходит. Украинская арматура предлагается на экспорт по $605-620 за т FOB, лишь ненамного превышая стоимость заготовок, и только для Ирака цена может достигать $625 за т FOB. Турецкие компании безуспешно пытаются довести экспортные котировки на арматуру до уровня $630-640 за т FOB, хотя на внутреннем рынке некоторые компании продают данную продукцию по $645 за т FOB и более. Объемы продаж остаются незначительными, а цены, как правило, остаются в интервале $620-630 за т FOB.
Интерес большинства арабских компаний к импортной арматуре остается вялым. В частности, практически отсутствуют на рынке покупатели из Персидского залива за исключением иракских и саудовских. Как правило, дистрибуторы в странах региона предпочитают закупать продукцию местного производства, которая стоит практически столько же, сколько турецкая. При этом, среди арабских металлургов растут протекционистские настроения. Призывы к ограничению импорта длинномерного проката в последнее время раздавались в Египте, где готовится антидемпинговое расследование против турецкой арматуры, и странах Персидского залива, где предлагается обложить данную продукцию 20%-ной ввозной пошлиной.
Судя по всему, диспропорции на региональном рынке объясняются тем, что, с одной стороны, в странах Ближнего Востока сократилось потребление конструкционной стали, а, с другой, увеличился ее выпуск местными компаниями. Государства региона нуждаются в импорте арматуры в намного меньшей степени, чем до кризиса, но, в то же время, расширили свои потребности в заготовках, которых в результате стало не хватать. В турецкой металлургической отрасли происходит реструктуризация: производство арматуры в этом году несколько уменьшилось вследствие более чем 35%-ного падения экспорта и вынужденной переориентации мини-заводов на внутренний рынок, но одновременно растет выпуск листовой стали. Вследствие этого спрос на металлолом остается на прежнем уровне, а дефицитность этого ресурса приводит к взвинчиванию цен. В последние дни стоимость лома HMS № 1&2 (80:20) на условиях CFR Турция превысила 70% от среднего уровня котировок на арматуру FOB Турция, чего, как минимум, за последние шесть лет не случалось ни разу, даже во время скачка цен на лом в марте-апреле 2010 года.
Пока что турецкие компании не отказываются от закупок дорогостоящего металлолома, надеясь компенсировать затраты посредством подъема цен на длинномерный прокат в первом квартале 2011 года. Такая стратегия имеет право на жизнь, так как запасы конструкционной стали у ближневосточных потребителей и дистрибуторов невысокие, и в случае активизации региональной строительной отрасли цены на арматуру в регионе резко скакнут вверх. Однако если этого не произойдет до февраля, турецким мини-заводам будет проще сократить объем выпуска, чтобы убрать с рынка накопившиеся излишки. В этом случае традиционный зимний подъем цен на металлолом достигнет своего пика не в марте, как обычно, а в январе.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/