В декабре значительная часть экспорта горячекатаных рулонов из СНГ приходилась на страны Ближнего Востока, где спрос на эту продукцию оставлял желать лучшего, причем, крупнейший покупатель – Турция – вообще практически не прибегал к импорту. Это обуславливало относительно медленный рост цен на российский и украинский плоский прокат. К концу года его стоимость составляла не более $620-650 за т FOB.
В январе, когда производители вернулись на рынок после праздничных каникул, ситуация несколько изменилась. Прежде всего, появился спрос на продукцию из СНГ со стороны покупателей в Европе, Индии, Юго-Восточной Азии, даже в США. Подорожание плоского проката в этих регионах сделало российские и украинские предложения вполне конкурентоспособными. Активизация спроса в самих странах СНГ привела к уменьшению экспортного тоннажа на февраль-март. Наконец, пошли вверх и внутренние котировки в ближневосточных государствах, где многие потребители и дистрибуторы приступили к пополнению запасов. В частности, в Турции компания Erdemir заявила, что полностью продала свою продукцию по март включительно, а котировки на горячекатаные рулоны производства местных заводов достигли $780-800 за т EXW.
Все это позволило российским и украинским компаниям резко поднять цены на плоский прокат. Если в начале января предполагалось, что котировки на февраль возрастут, примерно, на $50 за т, то теперь речь идет более чем о $80 за т по сравнению с январем. Основные поставщики довели уровень цен на горячекатаные рулоны до $700-740 за т FOB, а на холоднокатаные – до $820-850 за т FOB.
При этом, как отмечают трейдеры, спрос на каждом региональном рынке, взятом по отдельности, не слишком высок. Больше всех осторожничают ближневосточные компании. Благодаря наличию достаточных запасов продукции они вообще могут возобновить закупки только в феврале. К тому же, в странах Персидского залива в довольно больших количествах предлагается индийский, корейский, китайский горячий прокат по ценам порядка $740-770 за т CFR за продукцию коммерческого качества. Однако вследствие присутствия на рынке большого числа покупателей в целом объемы продаж достаточно высокие, а сопротивление росту цен относительно слабое.
Действительно, большинство участников рынка ожидают дальнейшего подорожания плоского проката. Как, в частности, недавно заявила британская консалтинговая компания MEPS, увеличение затрат металлургов на коксующийся уголь из-за наводнения в Австралии, железную руду – вследствие возможного ограничения индийского экспорта ЖРС, металлолом – по причине общего дефицита данного сырья должно привести к продолжению роста цен на стальную продукцию. При этом, никто из основных поставщиков не будет прибегать к демпингу с целью захвата рынка: политику ограничения объемов предложения в той или иной степени проводят сейчас практически все. В связи с этим MEPS прогнозирует, что в третьем квартале текущего года средняя мировая цена на углеродистую сталь превысит $1000 за т.
Безусловно, оценки MEPS могут показаться слишком оптимистичными. К тому же, весьма вероятно, что в феврале на мировом рынке плоского проката произойдет спад, так как потребители, пополнив запасы, на время прекратят закупки. Тем не менее, большинство экспертов сходятся с тем, что основная ценовая тенденция на мировом рынке стали в этом году будет направлена вверх.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/