В последние годы развитие событий на рынке железной руды приняло драматический характер: используя свое монопольное положение, поставщики жестко диктуют цены, не принимая во внимание проблемы потребителей. Поэтому сталелитейные компании стремятся обзавестись собственными сырьевыми ресурсами и активно скупают месторождения по всему миру. Правда, выбор покупок у них весьма ограничен.
Все богатые и удобно расположенные залежи уже давно находятся в собственности `Большой тройки` экспортеров железной руды – бразильской Vale и австралийских корпораций Rio Tinto и BHP Billiton, а большинство тех, которые они пока не сочли нужным выкупать, расположены неподалеку от принадлежащих этим компаниям железных дорог, к которым они, разумеется, не допустят конкурентов. Именно так обстоят дела в Бразилии, где все богатые месторождения принадлежат Vale, и в Австралии, где `юниоры` горнорудной отрасли уже несколько лет безуспешно судятся за доступ к железным дорогам, подконтрольным Rio Tinto и BHP. Ну, а строительство параллельных веток к портам, а, зачастую, и собственных терминалов, увеличивает стоимость горнорудных проектов на $2-3 млрд. Подобные инвестиции неподъемны дня небольших и средних компаний, причем, чаще всего, они и не имеют смысла и для крупных корпораций: вкладывать такие деньги целесообразно только в случае богатых месторождений, запасов которых хватит на десятки лет добычи.
Тем не менее, сейчас сталелитейные компании всего мира осознали необходимость покупать ресурсы, где бы они ни находились, в расчете, что в будущем они сумеют найти деньги и на реализацию горнорудных проектов. Однако конкурировать за такие приобретения им приходится не только между собой, но и с `Большой тройкой`, которая стремится, скорее, не расширять добычу, а увеличивать базу резервов. Основные мишени потенциальных приобретений находятся в Южной Америке и Африке.
Так, китайские и индийские компании развернули бурную деятельность в Боливии. Индийская Jindal Steel & Power занялась освоением богатейшего месторождения El Mutun. Ее совместному предприятию (50:50) с местной Empresa Siderurgica del Mutun (ESM) предоставлены права на разработку половины этого месторождения. Понятно, что компания пытается объять необъятное: запасы El Mutun составляют около 40 млрд. т руды (50% Fe), тогда как совокупные запасы Бразилии оцениваются `всего` в 26 млрд. т. При этом, индийская компания обязалась во второй половине 2014 года запустить предприятие мощностью 5 млн. т окатышей, 2 млн. т восстановленного железа (DRI) и 1,7 млн. т стали в год, но вряд ли Jindal Steel найдет деньги для реализации столь масштабного проекта. Пока она инвестировала только $12 млн. из запланированных $2,1 млрд. и уже сообщила, что ее инвестиции могут быть уменьшены до $1,5 млрд., которые она вложит в проект до 2015 года. Правительство Боливии в ответ указало, что контракт с Jindal Steel может быть пересмотрен, поскольку планируются изменения законодательства в части деятельности иностранных компаний в сфере добыче полезных ископаемых.
К разработке второй половины этого месторождения желает приобщиться и Китай. Правительство КНР даже предложило увеличить до $15 млрд. целевой кредит от China Development Bank. Вероятно, в конкуренции за эту часть El Mutun примут участие Danieli, Kobe Steel, Hyundai и POSCO, с которыми сейчас ведет переговоры правительство Боливии.
Весьма перспективными представляются и африканские месторождения. Однако в железорудной отрасли ЮАР надежно закрепилась Kumba Iron Ore, подконтрольная Anglo American, а в Мавритании – Sphere Minerals, на которую, правда, уже нацелилась Xstrata, желающая приобрести крупный пакет ее акций. Инвестиции же в Западную Африку сопряжены с серьезными политическими рисками, в чем уже убедилась Rio Tinto, когда правительство Гвинеи нарушило ее планы разработки одного из крупнейших в мире месторождений – Simandou (запасы составляют 8-10 млрд. т, содержание Fe – 66%). Гвинейские власти предоставили Rio 25-летнюю концессию на Simandou в 2003 году, но позднее власть в стране сменилась, и в декабре 2008-го новое правительство приказало передать северную половину месторождения компании BSG Resources, подконтрольной израильскому бриллиантовому миллиардеру Бени Штейнмецу. А в июне 2010 года правительство направило Rio Tinto письмо с уведомлением, что собирается приобрести ее долю в блоках № 3 и № 4. Разумеется, Rio Tinto возмутила эта угроза, и компания ответила на него резким посланием президенту. Тем не менее, споры до сих пор не завершены.
Однако эти риски не останавливают инвесторов. В апреле 2010 года Vale приобрела 51% акций BSG за $2,5 млрд. и вместе с контролем над компанией получила ее права на разработку участков North 1, North 2 и Zogota на юге Simandou. А в июне железорудная и геологоразведочная компания Bellzone Mining договорилась с гвинейскими властями о правах на разработку магнетитового месторождения Kalia I с резервами 2,4 млрд. т и с потенциалом увеличения запасов до 13 млрд. т за счет присоединения участка Kalia II. Компания уже обрела партнера – China International Fund (CIF), который будет финансировать строительство железной дороги и порта для экспорта 50 млн. т руды в год.
В Либерии закрепилась группа ArcelorMittal, вслед за которой потянулись и другие сталелитейные компании, в том числе, российская `Северсталь`. Правда, ArcelorMittal достался самый лакомый актив– месторождение в либерийской провинции Нимба, прилегающей к границе с Гвинеей, резервы которого составляют около 1 млрд. т. Проект предусматривает разработку одной из нескольких залежей, еще не исчерпанных местными производителями сырья (рудник был закрыт в 1990 году, вскоре после начала гражданской войны). Лицензия на разработку недр предоставлена компании сроком на 25 лет, инвестиции в проект составят $1,5 млрд. (включая строительство электростанции, а также создание железнодорожной и портовой инфраструктуры). По оценкам аналитиков, это месторождение увеличит рудную базу Arcelor Mittal более чем в полтора раза – от 46 млн. т до 71 млн. т в год.
В целом, к 2015 году компания намерена довести обеспеченность в собственном сырье до 85%, в том числе, ЖРС – до 75%. С этой целью ArcelorMittal интенсивно реализует горнорудные проекты в Сенегале, Либерии, Украине и Мавритании. Кроме того, группа заплатила $810 млн. за железорудные активы London Mining в Бразилии и продолжает расширять свои владения в этой отрасли. Сейчас ArcelorMittal собирается приобрести канадского `юниора` Baffinland Iron Mines, который продвигает железорудный проект Mary River на Баффиновой земле (провинция Нунавут). По оценкам Baffinland, стоимость строительства рудника мощностью 18 млн. т и сопутствующей инфраструктуры (электростанция, железная дорога и порт) составляет $4,1 млрд.
Несколько месяцев компания пыталась найти стратегического инвестора, но обнаружила, что речь может идти только о поглощении. Предложение ArcelorMittal было дружественным, а ее конкурент, американская компания Nunavut Iron Ore Acquisition, реализовывала враждебный вариант. В итоге конкуренты договорились между собой и сделали Baffinland совместное предложение. Совет директоров канадской компании рекомендовал своим акционерам принять эту оферту. Согласно договоренностям, ArcelorMittal будет владеть 70% акций Baffinland, а Nunavut – 30% акций.
Заинтересовалась канадскими месторождениями и индийская Tata Steel. Ей принадлежит 27% канадской корпорации New Millennium Capital Corp., кроме того, Tata приобрела контрольный пакет (80%) ее железорудного проекта в Квебеке. Совместное предприятие Tata Steel Minerals Canada планирует начать строительство рудника летом текущего года. Кроме того, партнеры собираются заключить соглашения для реализации более крупных проектов LabMag и KeMag.
Ну, а теперь дело дошло и дележки сокровищ Афганистана. По оценкам экспертов Минобороны Госдепартамента США, в этой стране сосредоточены природные ресурсы на сумму около $1 трлн. (правительство Афганистана дает другую оценку – $3 трлн.). Там есть железная руда, медь, ниобий, молибден, богатейшие залежи лития, алмазы, изумруды, а также нефть и газ. Правда, непрерывная война с конца 70-х, отсутствие инфраструктуры и труднопроходимая территория страны долго не давали возможности начать разработки, хотя обо всех этих запасах уже давно было известно из отчетов советских геологов, проводивших разведку более 40 лет назад. Теперь их данные подтвердились исследованиями американцев.
Правительство утверждает, что в сентябре 2010 года, еще до объявления тендера, были подписаны соглашения о строительстве железной дороги, которая свяжет северные месторождения нефти и газа с угольными разрезами в центре, пройдет через крупнейшее в стране железорудное месторождение Hajigak и продлится до крупнейшего в мире медного месторождения Ainak, права на которое были предоставлены China Metallurgical Group в 2007 году сроком на 30 лет. Более того, правительство сняло требование, фигурировавшее в несостоявшемся тендере летом прошлого года, относительно строительства на Hajigak сталелитейного завода. Вероятно, это требование отпугивало и самых отчаянных инвесторов, поскольку гарантии безопасности, обещанные Кабулом, невозможно принимать всерьез, учитывая ситуацию в стране.
Тем не менее, западные компании пока не спешат с инвестициями в эту беспокойную страну. А для Китая и Индии необходимость в ресурсах, очевидно, перевешивает немалые риски, которые для них, впрочем, явно менее велики, чем для американцев, европейцев и россиян.
Поэтому сейчас китайская China Metallurgical Group и индийские компании ринулись участвовать в тендере на разработку железорудного месторождения Hajigak, содержащего 1,8 млрд. т руды при содержании железа 64%. Фактически это сырье можно использовать в доменных печах без предварительной обработки. По правительственным данным, в тендере собираются принять участие 22 компании, из которых 15 – индийские, включая лидеров отрасли Tata Steel, Essar Group, SAIL, Jindal Group, Ispat Industries и JSW Steel. Министр природных ресурсов Вахидулла Шахрани сообщил, что и ArcelorMittal проявила интерес к участию в тендере. По его словам, контракты будут подписаны в конце текущего года.
Галина Резник
http://www.rusmet.ru/