В январе 2011 года цены на плоский прокат на мировом рынке поднимались во всех основных регионах. В течение месяца стоимость стальной продукции увеличилась на $60-80 за т, кроме того, металлургические компании анонсировали новые повышения на февраль-апрель. Судя по всему, пик подъема на рынке в настоящее время еще не достигнут. В то же время, ситуация выглядит не совсем стабильной, так как рост цен практически не сопровождается реальным расширением потребления стальной продукции и опирается, главным образом, на подорожание сырья и восстановление запасов у дистрибуторов. Впрочем, производителям длинномерного проката пока приходится довольствоваться меньшим. Цены на их продукцию в январе колебались параллельно с металлоломом, повторяя его подъемы и спады.
Первое звено цепочки
Начало 2011 года ознаменовалось подъемом цен на все основные виды металлургического сырья. Наиболее значительно, при этом, подорожал коксующийся уголь. Наводнение в Австралии привело к более чем двукратному падению объемов добычи в штате Квинсленд, который является крупнейшим экспортером данного материала в мире. По предварительным данным, потери в первом квартале могут составить порядка 11-13 млн. т, что соответствует 4-5% емкости мирового рынка – величина весьма заметная.
Спотовые цены на `твердый` коксующийся уголь в январе подскочили от $250 до около $350 за т FOB Австралия, при том, что спрос на этот материал был в целом ниже нормы. Азиатские металлургические компании, являющиеся крупнейшими импортерами австралийского угля, заранее подготовились к перебоям с поставками, создав запасы до апреля. Однако в ближайшее время им придется возобновить закупки, причем, по гораздо более высоким ценам, чем прежде. Аналитикам пока трудно решить, как далеко может зайти подъем. Практически никто не сомневается в том, что на его пике спотовые цены на коксующийся уголь превысят отметку $400 за т FOB Австралия, а некоторые `оптимисты` считают, что и $500 за т не выглядит чем-то совершенно невозможным. Так или иначе, квартальные цены на коксующийся уголь в апреле-июне, очевидно, будут выше $300 за т FOB, а это означает прибавку более чем на треть по сравнению с $225 за т FOB в первом квартале.
Подъем цен на железную руду оказался не настолько стремительным, однако подорожание этого сырья может также причинить массу неприятностей металлургам. В последний месяц перед Новым годом по китайскому календарю (3 февраля) компании из КНР активно закупали сырье, разогрев спотовый рынок почти до $190 за т CIF для 63,5%-ного индийского концентрата. При этом, аналитики считают, что и в феврале, после праздников, железная руда будет расти в цене – по крайней мере, какое-то время. Китайские производители стали практически уверены в том, что после паузы стоимость проката на внутреннем рынке увеличится вследствие весенней активизации спроса, и поэтому достаточно спокойно относятся к подорожанию сырья. Однако в соответствии с действующими в настоящее время ценовыми механизмами от цен на руду в Китае напрямую зависит и уровень квартальных контрактов для восточноазиатских и европейских потребителей. И если сейчас они получают австралийское и бразильское сырье немногим более чем по $140 за т FOB, то в апреле им, вероятно, придется платить за этот материал более $170 за т FOB.
На рынке металлолома процессы, проходившие в январе, имели, можно сказать, более обыденный характер. Лом, как правило, дорожает зимой, так как в это время года из-за тяжелых погодных условий сокращается его сбор. В первой половине января этот материал одновременно скупали американские, европейские, японские, турецкие и восточноазиатские компании, что и привело к скачку цен до $510-530 за т CFR для материала HMS № 1&2 (80:20), хотя ранее специалисты прогнозировали подобный подъем не ранее начала февраля.
Безусловно, взлет цен на металлолом оказался кратковременным. Покрыв потребности на ближайшее время, металлургические компании во второй половине января начали покидать рынок. Спрос, впрочем, уменьшился, но не пропал, что позволило котировкам достичь стабилизации на относительно высоком уровне. Судя по всему, до конца первого квартала на рынке произойдет еще одно повышение.
Сырьевой фактор сыграл важнейшую роль в ценообразовании на мировом рынке стали в январе. Металлургические компании по всему миру стремились компенсировать рост затрат либо заложить в цены их грядущее увеличение. Поскольку спрос на стальную продукцию в начале нового года активизировался, производители смогли добиться весьма существенного подъема, который, впрочем, оказался весьма неравномерным.
Думы о весне
Для европейских и американских производителей плоского проката январь был, без всякого сомнения, удачным месяцем. Региональные потребители стальной продукции и дистрибуторские компании встретили Новый год с пустыми складами, чтобы не показывать высокие запасы в годовой финансовой отчетности. С конца декабря все эти компании начали выходить на рынок, чтобы восстановить резервы. В то же время, объем предложения стальной продукции оказался ограниченным. Европейские и американские производители в последние месяцы прошлого года сокращали выпуск, подстраиваясь под низкий в то время видимый спрос, а поставщики из-за пределов Евросоюза и США соответственно не могли обеспечить срочную поставку продукции. Так, например, в январе американским покупателям предлагалась поставка в конце марта либо начале апреля.
Американские компании провели мощное повышение цен в первой половине января, доведя стоимость горячекатаных рулонов до $800 за короткую т ($882 за метрическую т) по спотовым поставкам. Это примерно на 40% превышает показатели начала ноября прошлого года. При этом, на март предлагаются еще более высокие цены, превышающие $920 за метрическую т EXW. Не менее решительно действовали и европейские производители, многие из которых уже в середине января заявляли, что полностью распродали свою продукцию по конец марта включительно. Дефицит позволил металлургам поднять спотовые котировки на 40-60 евро за т в течение месяца, но основное повышение цен запланировано ими на второй квартал. Ряд европейских производителей (в основном, на юге) уже открыли продажи апрельской продукции, увеличив ее стоимость более чем на 100 евро за т по сравнению с началом января. В частности, для горячекатаных рулонов предлагаются 640 евро ($879) за т EXW.
В принципе, у производителей стали есть шансы удержаться на достигнутом уровне. В марте, как ожидается, начнут закупки проката конечные потребители в США и Европе. После двух с половиной лет кризиса промышленные компании в этих регионах все же возобновляют закупки оборудования, что будет способствовать оживлению в машиностроении. Постепенно восстанавливаются и продажи потребительских товаров длительного пользования. Тем не менее, специалистов весьма смущает то, что видимый спрос в западных странах формируется в настоящее время, в основном, дистрибуторами. В феврале они должны уйти с рынка, а с учетом того, что американские и европейские металлурги наращивают сейчас производство стали, в апреле вместо ожидаемого подъема может произойти спад цен вследствие избытка предложения.
В то же время, ожидания в Восточной Азии и странах Ближнего Востока менее оптимистичные. В этих регионах такого расширения видимого спроса, как в Европе и США, в январе не произошло. И хотя российские и украинские экспортеры плоского проката в прошлом месяце подняли котировки на $70-80 за т и рассчитывают на дальнейший рост в марте, это повышение может столкнуться с определенными препятствиями. Впрочем, в ближайшие 1-2 месяца потребители плоского проката в ближневосточных странах, так или иначе, будут вынуждены пополнить свои запасы, так что рост цен в данном регионе выглядит практически неизбежным. Однако непрерывного подъема цен, скорее всего, не получится. По мнению ряда экспертов, в феврале региональный рынок как раз возьмет небольшую паузу.
Восточноазиатские компании, пожалуй, больше всех страдают от подорожания коксующегося угля и железной руды, поэтому их желание увеличить стоимость своей продукции в середине февраля еще на $30-50 за т в дополнение к январским $20-30 за т выглядит вполне понятным. С точки зрения спроса дальневосточный рынок находится в промежуточном положении между западными странами и Ближним Востоком: ажиотажа нет, но объем продаж идет в рост, который во второй половине февраля может ускориться.
Большое значение на региональном рынке будет иметь, при этом, объем предложения. Ввод в строй новых мощностей в Корее и быстрое восстановление мощностей сталелитейной промышленности Японии привели к появлению на Дальнем Востоке некоторого избытка листовой продукции. Как обычно, сюрпризы может преподнести и Китай. Пока ситуация там выглядит достаточно стабильной: металлурги медленно поднимают цены и ожидают после праздников некоторого расширения спроса. Однако в последнее время китайские власти неоднократно заявляли о необходимости проведения более жесткой финансовой политики, что может привести к торможению темпов экономического роста и перепроизводству стальной продукции.
Тишина на стройках
На мировом рынке длинномерного проката в январе не произошло никаких принципиальных изменений. Активность в строительной отрасли имеет в настоящее время, можно сказать, очаговый характер. Расширение объема работ наблюдается только в нескольких странах, в перечень которых входят, в частности, Россия, Китай, отчасти – Турция и страны Центральной Европы, в остальных же частях света продолжается стагнация. По оценкам европейских специалистов, в этом году трехлетний спад в отрасли должен прекратиться, а во втором полугодии – и вовсе смениться небольшим ростом, но в целом перспективы для производителей конструкционной стали по-прежнему выглядят достаточно туманными.
В условиях недостаточного спроса основным ценообразующим фактором на рынке длинномерной продукции была стоимость сырья. Подорожание металлолома в январе привело к увеличению стоимости турецкой арматуры до $710-720 за т FOB при поставках на Ближний Восток и росту котировок европейских компаний до около 540-550 евро ($740-754) за т EXW, но удержаться на этом уровне металлургам не удалось. При первых же признаках ослабления рынка лома цены на арматуру на ближневосточном рынке снизились на $20-30 за т, а европейские покупатели и вовсе прекратили сделки. Только в Восточной Азии котировки на конструкционную сталь продолжали медленно увеличиваться до конца января, хотя лом к тому времени немного отступил назад.
Основные надежды производителей длинномерного проката связаны с приближением весны. Во второй половине февраля – марте ожидается, в частности, расширение спроса на прокат строительного назначения в странах Юго-Восточной Азии и в Китае, где государство запускает крупную программу жилищного строительства. Есть шансы и на активизацию строительной отрасли в некоторых странах Ближнего Востока. Например, в Саудовской Аравии, Иране, других государствах Персидского залива уже несколько месяцев обсуждаются крупные проекты в сферах инфраструктуры, жилищного и социального строительства. В более отдаленной перспективе солидную поддержку региональному рынку окажет подготовка Катара к Чемпионату мира по футболу 2022 года. В то же время, с рынка может на неопределенное время выпасть такой крупный игрок как Египет. Прежнее правительство готовило широкомасштабную программу строительства инфраструктуры, жилых домов и туристических объектов, но в связи с политическими пертурбациями в этой стране все может повиснуть в воздухе.
Скорее всего, относительно высокие цены на металлолом и весеннее оживление помогут ценам на длинномерный прокат немного прибавить в ближайшие несколько недель. Однако в целом стагнация на этом рынке будет продолжаться еще долго.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/