Экономические проблемы в Евросоюзе нарастают. В начале апреля за финансовой помощью вслед за Грецией и Ирландией обратилась Португалия, признав провал своих попыток покрыть дефицит госбюджета с помощью займов на мировом рынке капитала. Таким образом, ресурсы созданного в прошлом году специального фонда финансовой стабильности, составляющие 440 млрд. евро, использованы уже более чем наполовину. По мнению экспертов, если долговой кризис затронет экономику Испании, пятую по величине в еврозоне, оказать ей адекватную поддержку будет уже крайне сложно.
Пытаясь навести порядок в финансах, европейские страны в марте внесли поправки в прошлогодний Пакт стабильности и роста, решив наказывать штрафами в размере 0,2% от ВВП страны, не соблюдающие финансовую дисциплину. Это означают, что государства ЕС должны применять еще более жесткие меры по сокращению государственных расходов. Урезаться в первую очередь будут всевозможные инвестиции из госбюджета, а также социальные программы, что окажет негативное воздействие на европейский потребительский рынок.
Естественно, это создает новые проблемы на региональном рынке стали. Европейские металлургические компании, в последние несколько недель всеми силами удерживавшие цены на стальную продукцию от спада, рассчитывали на новые заказы во второй половине апреля. Основания у них для этого были. Запасы проката у дистрибуторов и потребителей сокращаются, а сами металлурги неоднократно заявляли, что распродали практически всю свою продукцию за апрель-май. Однако из-за экономических проблем, испытываемых большинством европейских стран, эти расчеты могут не оправдаться. По словам дистрибуторов, напуганные потребители ведут себя крайне осторожно, поддерживая уровень запасов стальной продукции на минимальном уровне и не осуществляя крупных сделок. Соответственно, и торговые компании не спешат заключать новые договора с поставщиками. Многие покупатели ожидают дальнейшего понижения цен.
Производители стали, со своей стороны, не могут себе позволить значительных уступок из-за высоких затрат на сырье во втором квартале. С другой стороны, удешевление металлолома в апреле немедленно сказалось на стоимости длинномерного проката в Европе. Испанские и итальянские компании были вынуждены понизить цены на арматуру до 490-510 евро за т EXW (либо FOB – по экспортным контрактам). Спад отмечается на рынках и таких стран как Германия и Польша, где ситуация в строительной отрасли выглядит более-менее благополучно. Так внутренние котировки на как местную, так и импортную арматуру опустились в апреле до 510-550 евро за т CPT.
При этом, на европейский рынок поступает все больше проката из-за пределов ЕС. Европейский центробанк в начале апреля повысил учетную ставку, спровоцировав дальнейший рост курса евро, превысившего отметку $1,44 – впервые с января 2010 года. Вследствие этого в Восточную Европу и на Балканы предлагается все больше арматуры и катанки из Турции и СНГ по ценам порядка 475-490 евро за т CFR/DAP.
Валютный фактор становится все более значимым и на рынке плоского проката. Последнее повышение курса евро выводит котировки украинских компаний на горячекатаные рулоны на уровень 530-540 евро за т CFR/DAP, а предложения из России, Турции, Индии и Китая переходят в интервал 550-580 евро за т CFR. В первых числах апреля южноевропейские компании отступили на уровень 590-610 евро за т EXW, а восточноевропейские – 600-620 евро за т EXW. Теперь эти цены могут показаться потребителям завышенными.
Конечно, европейским металлургам помогает то, что потребители ориентированы на максимально оперативные поставки и поэтому весьма холодно относятся к предложениям из-за пределов ЕС, где срок отправки может достигать трех месяцев. Однако под растущим давлением со стороны потребителей, с одной стороны, и `долларовых` конкурентов, с другой европейским металлургам все же приходится опускать свои цены все ниже. И этот процесс, очевидно, еще не завершился.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/