В начале мая цены на заготовки в странах Ближнего Востока продолжали подъем. Большинство поставщиков в СНГ и Турции намеренно ограничивали объемы предложения, чтобы стимулировать дальнейшее подорожание. В частности, украинские и российские компании заявляли об отсутствии майской продукции, но не торопились с предложениями на июнь.
В период майских праздников инициативу взяли на себя турецкие металлурги. Обосновывая свои действия увеличением затрат на приобретение металлолома, они довели экспортные котировки до $640-660 за т FOB. Сделки с украинскими и российскими заготовками заключались в последние дни из расчета $630-645 за т FOB, при этом, поставщики не скрывали своего намерения вывести цены на уровень $640-650 за т FOB. По словам наблюдателей, преимущество на рынке в настоящее время имеют продавцы. Ближневосточные прокатные компании исчерпали большую часть своих резервов полуфабрикатов и теперь нуждаются в их срочном пополнении.
Еще не сказали своего слова иранские компании. В первой декаде мая цены на заготовки производства России и Казахстана, как правило, не превышали $610-615 за т FOB из-за слабого спроса. Однако иранский парламент после двухмесячных дискуссий утвердил 11 мая государственный бюджет на текущий год (по местному календарю). Объем расходов составил, при этом, $484 млрд., что на 31% превышает показатели предыдущего года. Как теперь ожидают аналитики, анонсированные ранее государственные проекты, наконец, получат финансирование, а национальная строительная отрасль, больше трех месяцев державшая паузу, пойдет на подъем.
Тем не менее, в целом рыночную конъюнктуру для поставщиков полуфабрикаты в страны Ближнего Востока трудно назвать благоприятной. В большинстве стран региона экономика и, в частности, строительный сектор находятся в глубокой депрессии. Поэтому спрос на конструкционную сталь и, соответственно, заготовки в ближайшие несколько месяцев будет весьма слабым. Внутренние цены на арматуру во многих странах находятся на низком уровне, вследствие чего прокатчики не могут позволить себе покупки дорогих полуфабрикатов. В частности, ряд компаний из Персидского залива в последнее время были вынуждены сократить объем производства именно из-за слишком высокой для них стоимости заготовок. Причем, речь тогда шла о ценах порядка $650-660 за т CFR.
Не исключено, что экспортеры, в настоящее время придерживающие июньскую продукцию в ожидании лучших цен, в итоге не смогут потом продать ее полностью. Настораживает и то, что на Ближнем Востоке приостановился и рост цен на арматуру. Турецкие компании, в начале мая подтянувшие котировки на арматуру на уровень $710-720 за т CFR, столкнулись с растущим сопротивлением покупателей, начавших просто игнорировать эти предложения, и были вынуждены пойти на уступки. Во второй половине мая предпринятая ими ценовая коррекция может превратиться в полноценный спад.
Безусловно, сохранению высокой стоимости арматуры и полуфабрикатов в регионе могут способствовать и растущие котировки на металлолом. Однако этот рынок, похоже, уже достиг пика. По крайней мере, по сообщениям трейдеров, турецкие компании уже практически завершили процесс пополнения запасов сырья и в ближайшее время приостановят закупки. А ослабление металлолома сразу же окажет негативное воздействие и на стоимости длинномерного проката и полуфабрикатов.
В Восточной Азии заготовки в начале мая продолжали медленно и вяло подниматься в цене. Котировки дошли до около $670 за т CFR. Однако продажи, как правило, идут мелкими партиями. Активность на региональном рынке длинномерного проката остается низкой и вряд ли восстановится до осени. Практически вне игры находится Вьетнам, где серьезной проблемой стал избыток предложения стали. По данным национальной металлургической ассоциации, мощности по ее выплавке уже достигли 6 млн. т в год, тогда как реальный объем выпуска в прошлом году составил всего 3,53 млн. т.
Поэтому ожидать более-менее длительного роста цен на заготовки, пожалуй, не приходится. Судя по всему, уже во второй половине мая спрос упадет, а цены начнут скользить вниз.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/