В мае цены на стальную продукцию в Европе, дойдя до крайней точки спада, начали снова медленно подниматься. Этому способствовали, прежде всего, два обстоятельства. Во-первых, после длительного периода низкой деловой активности металлурги, наконец, дождались активизации покупательского спроса. Конечные потребители и дистрибуторы, в течение марта-апреля сократившие запасы проката до приемлемого для них уровня, возобновили закупки.
Во-вторых, рост курса евро по отношению к доллару, продолжавшися в течение первых четвырех месяцев текущего года, сменился понижением. Долговые проблемы в ряде стран Евросоюза и ожидания, связанные с повышением процентных ставок в США, привели к увеличению спроса на американскую валюту. Евро, который в конце апреля превышал $1,46, подешевел до менее $1,41, соответственно подорожала для европейских покупателей импортная продукция, деноминированная в долларах. Вследствие этого давление на рынок, оказываемое дешевым импортом, резко уменьшилось, тем более, что российские и украинские компании недавно повысили свои котировки.
В конце мая даже украинские горячекатаные рулоны предлагались в страны Восточной и Южной Европы не менее чем по 500 евро за т CFR/DAP. Цены на продукцию из Индии и Китая дошли до 560-580 евро за т CFR, а учитывая длительные сроки доставки, она стала совершенно не привлекательной для европейских покупателей. Турецкий горячий прокат вследствие подъема цен на внутреннем рынке также подорожал до 560-575 евро за т CFR Европа. Некоторые российские компании предлагают данную продукцию по 540 евро за т CFR, но с поставкой не ранее чем в конце июля.
Благодаря всем этим факторам европейские производители стали смогли поднять нижнюю границу ценового интервала. Если в начале мая некоторые компании готовы были продавать горячекатаные рулоны по 530 евро за т EXW, то сейчас минимальный уровень составляет 550 евро за т EXW, а в странах Восточной Европы базовая цена составляет 570-580 евро за т EXW.
Подорожание коснулось и европейского рынка длинномерного проката. Активизация внутреннего спроса и появление новых заказов со стороны стран Северной Африки позволили металлургам поднять котировки на арматуру примерно на 30 евро за т, компенсировав майское подорожание металлолома. В странах Южной Европы стоимость арматуры достигла около 530 евро за т EXW, а германские компании предлагают июльскую продукцию по 570-580 евро за т CPT.
Некоторые производители уже заявляют о намерении поднять цены на горячекатаные рулоны до 600-630 евро за т в третьем квартале. При этом, подорожание для металлургов жизненно необходимо. Им так и не удалось компенсировать апрельский рост цен на сырье, а в третьем квартале уровень цен на железную руду, коксующийся уголь и металлолом, очевидно, будет практически таким же, что и во втором.
Однако выполнить намеченные планы европейским сталелитейным компаниям будет весьма сложно. Спрос, быстро появившийся в конце апреля – начале мая, так же быстро и исчез. В последнее время большинство потребителей выжидают, отказываясь от заключения новых сделок и рассчитывая на понижение цен. Испанским и итальянским экспортерам арматуры уже пришлось сбавить котировки до 510-515 евро за т FOB по сравнению с 520-530 евро за т в середине мая. Уменьшилась на европейском рынке и стоимость таких продуктов как холоднокатаные рулоны и оцинкованная сталь. Во всех случаях производители сообщают, что были вынуждены снизить цены из-за отсутствия спроса.
В прошлом году после апрельского подъема цен европейский рынок впал в состояние стагнации, которая продлилась фактически до ноября. Однако сейчас металлурги надеются, что этот сценарий не повторится. По мнению генерального директора германской компании Salzgitter Вольфганга Эдера, в начале лета прошлого года у потребителей были избыточные складские запасы, которые расходовались до середины осени. В настоящее же время резервы поддерживаются на низком уровне, так что можно рассчитывать на более-менее стабильный спрос в ближайшие месяцы – по крайней мере, в Германии, где экономика находится в гораздо лучшем состоянии, чем в большинстве других стран ЕС. Единственное слабое место – это строительная отрасль, где даже наступление благоприятного времени года так и не расшевелило рынок.
Как отмечают эксперты, в настоящее время обстановка на рынке является неопределенной, так что все его участники проявляют осторожность. Все ожидают заключения контрактов на второе полугодие с автомобилестроительными компаниям – ориентировочно, во второй половине июня. Пока металлурги планируют поднять по ним цены на 50-60 евро за т, но сами покупатели смотрят на это с большим скепсисом.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/