В сентябре производители стальной продукции традиционно стремятся повысить котировки, опираясь на сезонный подъем деловой активности после периода летних отпусков и пополнение запасов потребителями. Однако далеко не всегда эти попытки оказываются успешными. В текущем году сентябрь также оказался неудачным месяцем для металлургов. Растущие в мире опасения по поводу возможного финансового кризиса в Европе парализовали рынок стали и привели к тому, что спрос на прокат оказался значительно ниже ожидаемого. В сентябре поставщики в целом смогли избежать значительного снижения цен, но все, как говорится, еще впереди.
Негативные тенденции
Нынешняя ситуация в мировой экономике в некоторой степени напоминает тревожную осень 2008 года. Как и тогда, слабым местом оказалась финансовая система. Только если три года тому назад основные проблемы возникли у банков с вложениями в ипотечные ценные бумаги в США и связанные с ними производные инструменты, то теперь `горячей точкой` стала Европа. Объем греческого долга, который стране в одиночку никак не погасить, превышает 320 млрд. евро, а только во французских банках, по некоторым данным, находится на 440 млрд. евро греческих государственных облигаций и долговых обязательств частных греческих компаний. Если Греция объявит хотя бы частичный дефолт по своим долгам, европейские банки-кредиторы окажутся в критической ситуации.
Пока правительства стран ЕС не отказываются от помощи Греции и периодическими вливаниями наличности поддерживают ее финансы на плаву. Держатся пока и европейские банки, хотя в конце сентября уже сообщалось о возникновении серьезных проблем у национализированного в 2008 году бельгийского банка Dexia. Так или иначе, кризис 2008 года начался с банкротства американского инвестиционного банка Lehman Brothers. Если в Евросоюзе не будет своего `Lehman`, острой фазы кризиса, скорее всего, удастся избежать. Но и антикризисная политика не несет ничего хорошего региональной экономике.
Банки и так сокращают объемы кредитования реального сектора. Правительства поставлены перед необходимостью срочно уменьшать бюджетные дефициты, урезая социальные расходы. По-прежнему на высоком уровне находится безработица, поскольку бизнес, опасаясь новой волны кризиса, продолжает снижать затраты и не создает новые рабочие места. Это оказывает угнетающее воздействие на потребительский рынок, от степени `здоровья` которого во многом зависит не только экономика европейских государств, но и промышленность новых рыночных стран, выполняющих заказы европейских фирм. Китайские и другие восточноазиатские компании уже столкнулись с уменьшением спроса на свою продукцию со стороны Европы и США, где экономический рост во втором полугодии текущего года также сильно затормозился.
По-прежнему сохраняется напряженность на Ближнем Востоке, где уже несколько месяцев на грани гражданской войны находится Сирия. В Египте в ноябре должны состояться парламентские выборы, итоги которых могут привести к дальнейшей дестабилизации обстановки в стране. При этом, нет никакой гарантии в том, что в ближайшие месяцы не произойдет взрыва в какой-либо другой стране региона.
В сложной обстановке на грани кризиса снижаются цены на ресурсы даже несмотря на то, что товары рассматриваются многими спекулянтами как подходящий инструмент для минимизации рисков. В сентябре подешевела нефть, упали котировки на цветные металлы, так что и сталь вряд ли сможет удержаться от спада.
Неблагоприятные тенденции в мировой экономике привели к тому, что видимый спрос на стальную продукцию в сентябре оказался существенно ниже ожидаемого. Потребители и дистрибуторы не захотели (а некоторые – и не смогли) вкладывать средства в создание запасов, хотя в более спокойной обстановке они бы наверняка стали создавать резервы перед наступлением зимы. Волны закупок, на которую рассчитывали поставщики проката, не произошло. Попытка повышения цен, предпринятая многими компаниями в конце августа – начале сентября, не удалась. В большинстве регионов стоимость стальной продукции (как длинномерного, так и плоского проката) за месяц сократилась примерно на $10-25 за т.
То, что спад даже в такой сложной обстановке оказался весьма умеренным, объяснялось несколькими причинами. Во-первых, никто из основных поставщиков стальной продукции в сентябре не прибегал к демпингу. Как показал опыт 2008-2009 годов, когда покупатели находятся вне рынка в силу макроэкономических факторов, вернуть их посредством снижения цен практически нереально. Потребители возобновляют закупки по мере исчерпания собственных запасов, а также в случае улучшения общеэкономической ситуации. На последнее сейчас надеяться сложно, а вот примерного уравнивания видимого и реального спроса, очевидно, можно будет ожидать ближе к концу текущего года.
Во-вторых, неуступчивость металлургических компаний была вызвана и тем, что им просто некуда отступать. Цены на железную руду и коксующийся уголь несколько снизились в четвертом квартале. Во второй половине сентября немного подешевел металлолом. Тем не менее, стоимость сырья остается очень высокой, соответственно, такой же является и себестоимость производства. Большинство металлургических компаний и сейчас имеют весьма низкий уровень рентабельности, так что понижение цен еще на $30-50 за т сделает их работу убыточной.
Новый квартал
Однако избежать продолжения спада в октябре будет очень сложно – скорее всего, даже невозможно. Низкий спрос в предыдущие месяцы привел к тому, что у металлургов образовались излишки, которые неизбежно будут оказывать давление на рынок. По-прежнему неблагоприятной остается экономическая ситуация. Европейские страны, вливая все новые и новые миллиарды в Грецию и другие проблемные государства, могут удерживать статус-кво неопределенно долго, но это, если переходить на медицинские аналогии, будет только сбиванием высокой температуры, а не реальным лечением больного. По прогнозам Международного валютного фонда, депрессия в экономике Евросоюза может продлиться в течение всего будущего года. В связи с этим рассчитывать на активизацию реального спроса на стальную продукцию в Европе, да и в других западных странах в обозримом будущем не приходится.
Изменилась к худшему ситуация даже в Китае, который летом играл стабилизирующую роль на мировом рынке стали. Правительство страны, уже три года старающееся компенсировать снижение экспорта расширением внутреннего потребления, усиленно развивает отрасли, ориентированные на внутренний рынок, и реализует крупномасштабные строительные проекты. Одновременно власти пытаются не допустить перегрева экономики, проводя ограничительную финансовую политику. Пока ситуация в Европе оставалась более-менее стабильной, Китаю удавалось находить `золотую середину`, но обострение проблемы с американской задолженностью в августе и греческими долгами в сентябре привело к тому, что и китайская промышленность сократила спрос на стальную продукцию.
К концу сентября рыночные котировки на плоский и длинномерный прокат уменьшились в Китае до самого низкого уровня с начала текущего года. На национальном рынке возник избыток предложения, что заставляет китайских металлургов искать альтернативные каналы сбыта за пределами страны. По прогнозам аналитиков, новые предложения, которые поступят сразу же после празднования очередной годовщины основания КНР, будут на $30-40 за т ниже, чем в середине сентября. Это неизбежно потянет вниз котировки во всем регионе. Многие восточноазиатские компании запланировали на октябрь-ноябрь повышение внутренних цен вследствие оживления спроса, но теперь исполнение этих планов оказалось под угрозой срыва.
Весьма сложным представляется октябрь для европейских сталелитейных компаний. В сентябре в их пользу сыграл валютный фактор. Снижение курса евро по отношению к доллару привело к увеличению конкурентоспособности европейской продукции. К тому же, потребители, заинтересованные в максимально сжатых сроках поставки, отдавали предпочтение продукции регионального производства перед импортом. Но в октябре на первый план могут выйти избыточные объемы предложения.
Еще летом корпорация Arcelor Mittal сообщила об остановке трех своих доменных печей. В сентябре поступили сообщения о возможном временном закрытии завода по выпуску длинномерного проката в Люксембурге и электрометаллургического предприятия, выпускающего плоский прокат, в Испании. В конце месяца о намерении сократить выплавку стали в четвертом квартале на 500 тыс. т заявила и германская компания Thyssen Krupp, еще в начале сентября считавшая, что причин для беспокойства практически нет. Вероятно, примеру этих двух компаний могут последовать и другие европейские производители. По крайней мере, выпуск длинномерного проката в регионе был резко уменьшен еще в августе.
Однако ряд европейских компаний намерены сбывать излишки своей продукции за пределами ЕС. В сентябре на средиземноморском рынке появились дешевые заготовки и арматура европейского производства. Конкуренция со стороны этих поставщиков стала одним из важнейших факторов, обусловивших падение цен на длинномерный прокат и полуфабрикаты производства СНГ и Турции во второй половине сентября. Не исключено, что в ближайшее время активизируются и европейские экспортеры плоского проката. При этом, основным направлением их поставок станут страны Ближнего Востока, где и так предложение превышает спрос. Это уже создает дополнительные риски для украинских и российских металлургов.
В целом развитие событий на мировом рынке стали в октябре, да и в следующие месяцы будет зависеть, прежде всего, от состояния экономики западных стран. Если обвала в финансовом секторе удастся избежать и ситуация в той же Европе более-менее стабилизируется, потребители и дистрибуторы, исчерпав запасы, возобновят закупки, что даст возможность несколько приподнять котировки на стальную продукцию в конце текущего года. Октябрь, скорее всего, станет наиболее сложным месяцем для металлургов, для которых единственным выходом представляется продолжение политики ограничения объемов предложения.
Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/
Итоги сентября на мировом рынке стали
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567
23 сент. 2024 г.
12 сент. 2024 г.
3 июл. 2024 г.
30 янв. 2024 г.
13 сент. 2023 г.
6 сент. 2023 г.